"Кошки. Польза их для человека сравнительно невелика: шкура даёт мех, домашняя кошка полезна ловлей мышей и крыс, мелкие дикие виды тоже приносят некоторую пользу, истребляя грызунов. Вообще же кошек следует считать бесспорно вредными, так как многие опасны человеку или домашним животным, а остальные истребляют дичь. ...
...Собаки - хищные млекопитающие, выделяемые в особый отдел, который занимает промежуточное место между кошками и медведями. Все вообще собаки подразделяются на охотничьих, сторожевых и комнатных, в том числе дамских. Насколько собаки полезны при условии надзора за ними, настолько же, если не больше, вредны и опасны собаки бесхозяйные. Они истребляют дичь, преимущественно молодую или сидящую на яйцах".
Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь
Муся Матрёшкина, широко известная в узких кругах любителей кошек как европейская шёлковая красавица Матильда фон Гроссензельтц, лежала у меня на письменном столе под двумя настольными лампами и думала о дихотомическом предикате* человеческой психики. О проблеме и загадках дихотомического предиката размышлял и я. Восприятие мира человеком дихотомично. Мы привыкли делить окружающую реальность и неосязаемую потусторонность на правое и левое, белое и чёрное, верх и низ, добро и зло, мужское и женское, инь и янь.
В соответствии с этим же принципом дихотомии, человек рассматривает собак и кошек. Их противопоставляют друг другу. Как мужское и женское начало. Как добро и зло. Кстати: при прочих равных условиях восприятие собак и кошек как представителей злого и доброго царств было различным в разные периоды истории (антропоцентрической истории, естественно). Так "кто есть ху?"
Кошки
Древние египтяне приручили нубийскую дикую кошку 4-5 тысяч лет назад для охоты. Однако у археологов имеются сведения, что кошка была приручена много раньше, уже в V тысячелетии до нашей эры: в Турции, в Анатолии, найдены скульптурки женщин, играющих с кошками. Известно также, что кошек держали и в Иерихоне. Известный древнегреческий историк Геродот в V веке до нашей эры рассказывал о поклонении богиням-кошкам в Древнем Египте. Однако нужно помнить, что для Геродота древнеегипетские времена были такой же седой древностью, как и для нас. Вообще к свидетельствам Геродота нужно относиться с осторожностью.
Он был большим мистификатором и путаником. "Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время", - сказал известный булгаковский герой. Многие "свидетельства" Геродота откровенно спекулятивны, шизоидно патетичны и сработаны на потребу всеядной публики. Геродот напоминает мне "акадэмика всех наук" математика Анатолия Фоменко, который правление Ивана Грозного ставит куда-то между Маленковым и Булганиным. "Не так всё это было. Совсем не так", - говорил один из героев братьев Стругацких.
Многочисленные упоминания кошек сохранились в материальной культуре Древнего Египта. Современные египтологи, наивные ребята, считают, что древние египтяне кошек обожествляли, считали их мистическими животными, представителями инобытия. Давайте сначала поговорим о египтологах в частности и о человеке в целом.
Нельзя подходить к изучению образа жизни и верований египтян с современной европейской, строго логичной и однозначной меркой, которая берет свое начало в стройной логике греков, а, затем и римлян (Альдред С., 2004; Мертц Б., 2004).
Для осмысления египетского быта и религии (впрочем, и любой древней цивилизации) следует придерживаться методики "множественности подходов". Нельзя при изучении древних цивилизаций использовать рациональные бинарные законы формальной логики: да или нет, чёт или нечет. Сравнительно недавно американским математиком Лотфи Заде была предложена теория "нечётких множеств", а высшим признанием этого математического направления стала Нобелевская премия за 2002 год, присуждённая Дэниелу Канеману за исследования в области нечётких множеств и размытой логики. Сейчас делаются попытки ввести в любую науку - и история не исключение - так называемые "алгоритмы размытой логики", и это может привести к неожиданным, и неожиданно достоверным результатам.
На основании буквально прочитанных древнеегипетских текстов египтологи, эти горячие учёные парни, объявили, что египтяне считали кошку мистическим созданием, воплощением божества, представительницей и олицетворением потустороннего мира. Давайте пригласим дрессированного, простите, учёного египтолога на чашку чая и, когда он уютно вытянет ноги, сидя в мягком кресле, прочтём ему:
Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
Услышав последние слова, наш мыслитель встрепенётся, как боевой конь при звуках горна, затем в его голове загудит органчик, его мысли побегут в соответствии с законами формальной логики, и египтолог скажет: "Так. Вне всякого сомнения, этот А Эс Пушкин, живя в тёмном XIX веке, сотворил себе кумира - обожествил так называемую А Пэ Керн. Надо полагать, и наши раскопки подтверждают это, что в поселении "Михайловское" под старым дубом этот А Эс Пушкин соорудил языческое капище, где установил деревянного истукана, назвав его А Пэ Керн.
Каждое утро поэт приходил к истукану, просил его, как мимолётное виденье, как гения чистой красоты, чтобы А Пэ Керн послал ему денег и удачу. Вечером поэт каялся истукану в грехах и смазывал идолу деревянные губы свежей кровью только что убиенного им на охоте зайца, дабы принести жертву и умилостивить своё мимолётное виденье". Как вы думаете, древние египтяне намного были дурнее "солнца русской поэзии"?
Между прочим, найдена древнеегипетская механическая игрушка - скульптурка неуклюжего кота. Когда дёргаешь за верёвочку, этот котяра забавно открывает и закрывает рот. Стали бы египтяне делать из своего бога игрушку? В русских деревнях XIX века была популярна деревянная игрушка, при сдвигании частей которой мужик и медведь били молотами по наковальне. Боюсь, что горячие египтологи объявят о том, что у русских были боги грома - Мужик и Медведь с молотками - антропоморфные олицетворения сил природы. Вспомним ещё курочек, клюющих зерно на дощечке, когда дёргаешь за веревочку. Тоже, блин, богини...
Были в Египте и охотничьи коты. Известен барельеф из гробницы Небамона (XVIII династия, 1570-1304 гг. до н.э.) "Охота на дичь в камышах", где Небамон изображён с метательной охотничьей палкой. Кот его - рядом, он прижимает лапами одну птицу и кусает другую.
Таким образом, для древних египтян коты и кошки были обычными любимыми домашними животными и помощниками. Не считали египтяне кошек богинями, не молились им, не принимали их как "засланцев с того света". Египтяне любили своих кошек и называли их ласковыми прозвищами - неземными красавицами с божественной грацией, мимолётными видениями и гениями чистой красоты. И ничего более.
Однако двинемся дальше и во времени, и в пространстве. Санскритские рукописи более двух тысяч лет назад сообщали о кошках в Индии. В Китае кошки были домашними за 500 лет до нашей эры. Свои проповеди Магомет читал с кошкой на руках. В японских храмах кошки охраняли священные рукописи.
В Библии кошки упоминаются дважды - в Книге пророка Исайи и Послании Иеремии, причём в весьма прозаическом контексте. Пророк Исайя в своей книге обличает нечестивых и грешных жителей Идумеи и предсказывает разрушение и падение этой страны: "И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой" (Исайя, 34, 14).
Пророк Иеремия предостерегает людей от идолопоклонства. Он говорит, что идолы, эти бездушные брёвна, никакие не боги, их сердцевину точат земляные черви, "на тело их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки" (Послание Иеремии, 21). Таким образом, Библия не даёт каких-либо эмоциональных (и уж тем более мистических) характеристик кошкам. Это обычные домашние животные, которые мельтешат под ногами и от любопытства лазят где попало.
Собаки
Собаки, вероятно, одомашнены раньше кошек. Видимо, это произошло более 12 тысяч лет назад. Некоторые археологи относят эту дату ещё дальше - на 20 тысяч лет. Археологи находили скелеты "торфяных собак" около стоянок древнего человека, датируемых началом каменного века. В бронзовом веке в Древнем Египте рядом с людьми жили охотничьи степные собаки. Во II-I тысячелетиях до нашей эры известны собаки в Ассирии. Определённую роль, вероятно, играли собаки и в древнеегипетских религиозных культах. Так, бог Анубис изображался с собачьей головой. Однако ещё раз хочется подчеркнуть, что из этого факта не следует делать ни мистических выводов, ни выводов о глупости и дремучести древних египтян. Просто мы многого ещё не знаем, а чего-то не узнаем и не поймём никогда.
Мы ведь не удивляемся, когда наши православные христианские евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн иногда символически изображаются на иконах в виде ангела, льва, быка и орла.
В христианском богословии и искусстве уже с конца II века четырем евангелистам были приданы в качестве их атрибутов и символов следующие живые существа: Матфей ассоциируется, как правило, с образом ангела, Марк - льва, Лука - быка, Иоанн - орла. С такими животными (и такими животными) их иногда изображают на иконах. Существовали различные объяснения этих существ (Подосинов А.В., 2000).
Одно толкование, которое развивал Григорий Великий в конце VI века, рассматривало существа как символы самого Христа в различные фазы его жизни: при рождении он человек, при смерти - жертвенный телец, при воскресении - лев, при вознесении орел. Рассматривались эти существа и как зооантропоморфные символы стран света, которые имеют глубокие корни в иудейской и ближневосточной моделях мира.
У Иеронима Блаженного интерпретация и атрибуция этих существ была связана с началом повествования соответствующего Евангелия. Так, человеческий образ ангела как символ Матфея должен был отражать человеческую генеалогию Христа, с которой начинается Евангелие от Матфея; лев Марка - проповедь Иоанна Крестителя в пустыне; бык Луки - жертву Захарии, орел Иоанна - возвышенный, устремленный к небесам характер зачина Евангелия от Иоанна. Таким образом, зооморфность христианства нужно воспринимать в сугубо аллегорическом смысле.
В Библии собаки упоминаются много чаще кошек. В отличие от древних египтян, которые уважительно относились как к собакам, так и к кошкам, иудейский закон (Библейские книги Ветхого Завета) считал собак животными нечистыми. Это отношение (скорее эмоционального плана, нежели догматического) до некоторой степени было воспринято мусульманской религией и на каком-то подсознательном, рационально необъяснимом уровне - христианством (чуть ниже я подробнее коснусь этой темы). Итак, Библия.
У народа иудейского считалось крайним оскорблением сравнить кого-либо с мёртвым псом (I Книга Царств, 24, 15), и даже деньги, вырученные за продажу собаки, не могли быть вносимы в Скинию-храм (Второзаконие, 23, 18). У иудеев, как и у христиан, слово "пёс" было бранным: так называли лжеучителей пророк Исайя и апостол Павел (Исайя, 56, 11; Послание к Филиппийцам, 3, 2). Соломон и апостол Пётр сравнивали грешников со псами (Притчи Соломона, 26, 11, II Послание Петра, 2, 22). Псами называют гонителей (Псалмы, 22, 16), нечестивых людей (Матфея, 7, 6) и язычников (Матфея, 15, 27).
О том, что лучше быть маленьким, но живым, чем большим, но мёртвым, Соломон говорил так: "Псу живому лучше, нежели мёртвому льву" (Екклезиаст, 9, 4). Близкий к этому смысл и во II Книге Царств (3, 3). В быту у иудеев собаки выполняли обычные функции: они охраняли стада (Товит, 30, 1; Исайя, 56, 10-11), собака сопровождала Товита в его путешествии (Товит, 5, 17). О том, что собаки были привычными дворовыми животными, свидетельствуют некоторые выражения из Евангелия (Матфея, 7, 6; 15, 27).
Но вот мы и подошли к Средним векам, о которых больше всего всяких спекуляций от недобросовестных популяризаторов.
Игорь Попов, кошколюб
Читать Кошка, почему ты не собака? Продолжение