Справочник владельца животного

Кошка, почему ты не собака. Окончание

Читать Кошка, почему ты не собака? Начало

Добро и зло

черная кошкаИтак, начались "тёмные" Средние века. Я намеренно взял слово "тёмный" в кавычки. Не всё там было темно, и не все события, которые современные историки мажут чёрной краской, на самом деле были чёрными.

Кстати, сожжение на кострах еретиков и ведьм - людей с физическими и психическими отклонениями и аномалиями - можно объяснить и с биосоциологической точки зрения: человеческая цивилизация таким варварским способом проводила генетическую селекцию, направленную на уменьшение мутаций в популяции и улучшение человеческой породы.

Так или иначе, но вместе с ведьмами сжигались чёрные кошки. Их считали порождением зла и олицетворением тёмных сил. Чёрных кошек настолько боялись, что волей-неволей проводилась селекция - скрещивание кошек чёрных и цветных: хоть что-нибудь - хвостик или лапка, грудь или ушко должны быть беленькими. Кошки, в основном, страдали на Европейском юге. Чуть позже в Северной и Западной Европе наступили чёрные дни для чёрных собак. Чёрный пудель стал олицетворением дьявола и неслучайно у Гёте Мефистофель явился Фаусту в образе чёрного пуделя. Когда в келье Фауста чёрный пудель превратился в духа, Фауст скороговоркой спросил: "Как ты зовешься?" Мефистофель отмахнулся: "Мелочный вопрос". Однако этот вопрос был в Средние века не мелочным - это был вопрос догмы.


Вернёмся к котам. Михаил Булгаков вывел в своём романе "Мастер и Маргарита" кота-оборотня и любимого шута Воланда - Бегемота. Имя Бегемот взято из апокрифической Ветхозаветной книги Еноха, которая не вошла в Библейский канон. В ней упоминалось морское чудовище Бегемот вместе с женским - Левиафаном, обитающим в невидимой пустыне "на востоке от сада, где жили избранные и праведные".

По свидетельству жены Михаила Булгакова, реальным прототипом Бегемота послужил их домашний кот Флюшка - огромное серое животное. Писатель только сделал Бегемота черным, так как именно черные коты по традиции считаются связанными с нечистой силой. В финале Бегемот, как и другие члены свиты Воланда, исчезает перед восходом солнца в горном провале в пустынной местности перед садом, где, в полном соответствии с рассказом книги Еноха, уготован вечный приют "праведным и избранным". Во время последнего полета Бегемот превращается в худенького юношу - пажа.

Бегемот в демонологической традиции - это демон желаний желудка. Отсюда необычайное обжорство Бегемота в Торгсине (магазине Торгового синдиката). Сцена, когда представители власти пытаются арестовать Бегемота в "нехорошей квартире", а тот объявляет, что кот - "древнее и неприкосновенное животное", устраивая шутовскую перестрелку, восходит, скорее всего, к философскому трактату "Сад Эпикура" (1894) французского писателя Нобелевского лауреата Анатоля Франса (Тибо).

Там приведён рассказ о том, как охотник Аристид спас щеглят, вылупившихся в кусте роз у него под окном, выстрелив в подбиравшуюся к ним кошку. Франс иронически замечает, что Аристид полагал единственным предназначением кошки ловить мышей и быть мишенью для пуль. Однако с точки зрения кошки, мнившей себя венцом творения, а щеглят - своей законной добычей, поступок охотника не находит оправдания. Бегемот тоже не желает стать живой мишенью и полагает себя существом неприкосновенным. Возможно, эпизод с щеглами подсказал Булгакову сцену, когда пришедшие арестовывать Бегемота безуспешно пытаются поймать его сеткой для ловли птиц.

Кстати, интересно было бы порассуждать о белом и чёрном цветах как олицетворении добра и зла. О том, что в разное время в разных странах и в разных культурах (и в различных ментальных, имущественных и образовательных слоях в рамках одной культуры) ассоциативные пары "белое добро" и "чёрное зло" диаметрально менялись. Между прочим, когда меня спрашивают, почему я одеваюсь во всё чёрное, я вполне серьёзно отвечаю, потому что чёрный цвет - цвет чистоты, радости, девственности, невинности и хорошего настроения.

Надо мной смеются. "Посмотрите, идиотики, отвечаю я, - как одеваются монахи. А ведь главное их чаяние - стремление к Свету, чистоте, Богу". Конечно, я немного лукавлю. Чёрный цвет - скромность, отречение от мирских радостей. Впрочем, проблема белого и чёрного - совсем другая история.

Кошки живут в русских православных монастырях. Монахи подкармливают их. Кошки могут находиться в церковных помещениях (кроме алтаря). Собак с территории монастырей прогоняют, и уж тем более гонят их из церковных помещений. Кошка может жить в доме православного христианина. А вот если в квартире собака священник даже освящать это помещение не станет: у православного христианина собака должна жить в будке на дворе. Почему так? Сколько ни спрашивал я об этом приходских священников и монахов - вразумительного ответа так и не получил. Могу успокоить строгих читателей - не в "бесовщине" дело. Просто традиция такая. Традиции в Православной Церкви почти так же сильны, как и догматы (непреложные законы).

Мужское и женское

С нашей, европейской точки зрения, кошка - это уют, дом, ласка, нежность, мурлыканье. Кошка олицетворяет женское начало. Собака - охотник, защитник, сторож, игрок. Олицетворение мужской ипостаси. Конечно, кошка - охотница. Но охотница грациозная. Не охотник, не грубый и пьяный забияка-матерщинник. Конечно, есть и собачки - пупсики, игрунчики, которые даже не лают, а ноют и просятся на руки.

И всё-таки... Всё-таки противопоставление собак и кошек как мужского и женского начала имеется лишь в нашем, человеческом мозге. Уточним - в европейском человеческом мозге. Это обусловлено культурными и этно-историческими традициями европейцев. В Азии подобной дихотомии не существует, а в цивилизациях Крайнего Севера точка зрения диаметрально противоположная.

Итак, это мы, европейцы, несём в себе груз предрассудков и "родимые пятна" своей истории и культуры. Что же касается кошек и собак, то их нужно просто любить так же беззаветно и преданно, как они любят нас, своих (хозяев - почти написала моя разбежавшаяся рука, но я вовремя остановился)... старших партнёров и друзей. Или, как принято говорить сейчас, в эпоху политкорректности, своих коллег.

Литература

Альдред С. Египтяне. Великие строители пирамид! с англ. - М.: Центрполиграф, 2004. - 190 с.
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь в 86 томах. - СПб, 1890-1907. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита // Белая гвардия; Мастер и Маргарита. - Минск: Юнацтва, 1988. - 670 с.
Булгаков М.А. Великий Канцлер: Черновые редакции романа "Мастер и Маргарита". - М.: Новости, 1992. - 544 с.
Зеркалов А.И. Воланд, Мефистофель и другие: Заметки о "теологии" романа
М.Булгакова "Мастер и Маргарита" // Наука и религия. - 1987. - Р8. - С.49-51; Р9. - С.27-29.
Мертц Б. Красная земля, чёрная земля. Древний Египет: Легенды и факты ! с англ. - М.: Центрполиграф, 2004. - 457 с.
Подосинов А.В. Символы четырёх евангелистов: Их происхождение и значение. - М.: Языки рус. культуры, 2000. - 174 с.

Игорь Попов, кошколюб

2702



Кошка, почему ты не собака. Окончание

  1. Что для вас является самым главным при выборе котенка?
    (Можете выбрать несколько вариантов)

При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru