Собака, лизнувшая небо
По классификации FCI чау-чау относится к 5 группе "Шпицы и породы примитивного типа", к 5 секции"Азиатские шпицы и близкие породы"
Используется как собака-компаньон
Наверное мало найдется людей, которые, увидев в детстве картинку
чау-чау в книжке, не восхищались красотой этой необычной собаки, так не похожей даже внешне на других. В последнее время количество чау-чау резко возросло. Сейчас уже фактически не услышишь на улице вопроса «Что это за порода?», как это было лет пять назад. Породу окружающие уже определяют без труда, хотя по-прежнему почти на каждой прогулке я слышу замечания, вопросы и комментарии самого разного характера – от умиления до недалеких насмешек. К сожалению, у обывателей закреплено очень специфическое мнение об этих собаках.
Такой образ сформировался, по-видимому, во времена, когда изучение породы только начиналось, и, как все, не вписывающееся в среднестатистические образы, вызывал удивление, недоумение, а иногда и неприятие. Именно поэтому мне захотелось познакомить интересующихся со своим восприятием чау-чау, которых я изучаю восемь лет и живу с ними бок о бок в течение последних шести лет. Чаще всего мне приходится опровергать в разговорах со знакомыми и незнакомыми людьми пять наиболее распространенных заблуждений о чау-чау. Вот как это выглядит.
Щенки чау-чау на продажу
Заблуждение 1. Чау – «мясная порода»
Наверное, это один из самых «обидных» мифов для любителя этой замечательной породы. Ведь именно исходя из этого, в общем-то, не совсем корректного утверждения (доказательства ниже), проистекают и многие другие мифы о чау-чау, бытующие у самых разных людей. Итак, начнем с начала. Хотелось бы напомнить, что история этой породы насчитывает более 2000 лет, за которые чау мало изменились, сумев сохранить природную чистоту инстинктов, тонкую психику и удивительное генетическое разнообразие. Что творилось в то время, когда формировались психологические и физиологические особенности этих собак, хорошо известные и ценимые чауводами и поныне, разумеется, не знает никто.
Однако достоверно известно, что основные сведения о разведении чау пришли к нам из древних буддистских монастырей, где велись племенные книги этих собак. Известно, что стаи голубых чау (особенно почитавшихся служителями Будды) несли караульную службу, а легенды говорят о том, что чау участвовали в медитациях как связующая нить между двумя мирами. Близость с чем-то потусторонним напоминает и легенда о происхождении синего языка – согласно притче, именно чау было позволено при сотворении мира лизнуть небо (приобщиться к высшему…). Кстати, удивительная энергетическая мощь этих собак удивляет до сих пор – иногда чау-чау достаточно просто пристально посмотреть, чтобы передать свои желания или ощущения. Чау, даже маленькие щенки, очень точно распознают и намерения приближающихся к ним людей, и ведут себя соответственно.
Происхождение чау, как, наверное, никакой другой породы, овеяно легендами. В их возможной родословной можно найти самых удивительных животных – от полумифической древнейшей canis palustris (болотная собака) – родоночальника всего собачьего племени, до древних полярных волков, и даже медведей. Придя из Монголии, чау распространились в Манчжурии и Китае, и стали там любимцами семьи, а также выполняли сторожевые функции наряду с тибетскими мастифами (которых тоже можно найти в предположительном генеалогическом древе чау-чау).
Использовали их также и как пастушьих, и даже ездовых собак. Спектр инстинктов чау, сохранившего близость к своим древним диким предкам, очень широк. Есть сведения о том, что несколько чау вполне могут (и успешно делали это в свое время под руководством практичных китайцев) завалить крупного зверя – волка, медведя…Благородные чау почитались и китайскими императорами – зафиксированы данные о стае в пять тысяч чау императора династии Тан, за которыми ухаживало 10 000 человек.
Почему же чау в сознании обывателя настолько стойко ассоциируются с «китайской едой»? Надо отметить, что уже в самой формулировке изначально есть ошибка. Она, с одной стороны, говорит о поверхностности суждения, а с другой – очень обижает современных китайцев. Дело в том, что хотя в Китае действительно (и до сих пор) едят фактически все, имеющее биологическое происхождение (вопрос цены), собаки все-таки занимают особое положение. (Кстати, данный факт проверен мною лично во время посещений «Поднебесной»).
Читайте также
Чау-чау в России
Особенности содержания чау-чау
Они – друг семьи, повод для гордости и признак достатка (только недавно их разрешили держать всем желающим и несколько снизили налоги, но по-прежнему породистые собаки стоят очень дорого). В средние же века в приданое богатым невестам действительно полагались 5-6 чау, однако отнюдь не в качестве свадебной трапезы, а дарили их как «хранителя очага» и источник прекрасной шерсти для прядения. Национальным же блюдом семейство собачьих является в Корее (где чау вовсе не были распространенным явлением), а не в Китае. Возможно, для нас, живущих на другом конце света, это не кажется столь существенным, но для самих китайцев - вопрос достаточно принципиален. Справедливости ради надо отметить, что рестораны, в меню которых входили и корейские блюда, в Китае были достаточно распространены со всеми вытекающими отсюда последствиями.
И все же в некоторых районах Китая в средние века действительно существовали собачьи фермы, где животных выращивали «с производственными целями». Но, скорее всего (вспомним опять-таки практичность китайцев!) это были не чистокровные чау (слишком дорогое удовольствие), а полукровки. Имея одного дорогого производителя чистых кровей, можно было получать большое поголовье промсобак (их от этого не менее жалко, но культуры на Земном шаре встречаются самые разные, и не нам их все судить), которые имели специфический обмен веществ, близкий к чау, но были дешевыми и доступными. В этом случае, конечно, о внутреннем всесторонне развитом «я», которое и является удивительным свойством чау и которое культивировалось изначально при разведении этой породы, речи не шло.
А еще нашим чаушкам не повезло с названием! Кроме всего прочего, к ним еще и прилепилось имя chow, что в английском языке, действительно, означает «что-то съедобное», и хотя «chow-chow» означает «всякая-всячина», многие воспринимают это название как подтверждение назначения породы. И первых чау показывали в зоопарке в Англии под именем «китайская съедобная собака» (кстати, та первая пара по всем данным весьма мало походила на современных чау и потомства не оставила – может быть, она как раз и имела какое-то отношение к собачьим фермам?).
А ведь всего-то и дело в китайском языке, в котором смысл слова изменяется не только в зависимости от произношения (как в европейских языках), но и от интонации! Эта лингвистическая тонкость и внесла сумятицу в самоопределение этих собак в Европе. На вопрос «как называется эта собака?» европеец в Китае получил ответ – в нашей транскрипции это должно было быть что-то типа «чао-чао» - т.е. «собака, которая все видит, все слышит». (Кстати, современные китайцы назвали мне эту породу «се-гао» (я услышала именно так, извините, интонацию, которая имеет значение, передать не могу), а пояснили, что дословно это можно было бы перевести как «благородная собака, похожая на льва»…) И вот результат – «чау» и «чао» так похожи, что и превратилась «сторожевая» собака в «съедобную» на всю оставшуюся (или начинавшуюся) европейско-американскую жизнь.
Н-да, кенгуру повезло в этом плане больше – хотя многие их с удовольствием едят до сих пор, название прыгунов означает на языке аборигенов всего лишь «я вас не понимаю» …(а история происхождения названия – та же, что и у чау: вопрос пришельца, только результат не столь плачевный). Внесли свой вклад и китайско-английские надписи в документах, перевозивших грузы, в которых встречающиеся там собаки обозначались как та самая «всякая-всячина», что и зафиксировали при выборе официального имени новой породы – chow-chow.
Обсуждая эту щекотливую тему, которую, однако, обойти не удается в 95% случаев общения с людьми, не знающими или не понимающими породу, всегда хочется напомнить людям об их собственной истории. Прежде чем бросить вслед благороднейшему созданию собачьего мира – «мясная собака» (а то и еще что похлеще), посмотрим в зеркало – до сих пор существуют на земле племена людей-каннибалов, отдельные рецидивы случаются и в цивилизованном мире, а уж несколько веков назад – это и вообще было весьма распространенное явление на многих территориях Земли. От этого мы себя, любимых, меньше уважать не стали, и никто не осмеливается писать о человеке: «появился для еды себе подобных»… Поэтому не стоит возводить в культ печальные страницы истории, которые есть и у очень многих других замечательных пород.
Заблуждение 2. Чау – свирепый зверь
Что ж, не будем вас разочаровывать – бойтесь, злые люди, покушающиеся на добро хозяина, свирепого чау-чау. По отношению к злоумышленникам чау пощады не знает. Но – только по отношению к ним. Чау – очень уравновешенные собаки. Они тщательно оценивают обстановку. Если замечено что-то настораживающее – чау предупреждают хозяина и окружающих характерным «похрапыванием» (лай раздается только в очень крайних случаях – если хозяин далеко или случилось что-то серьезное). Именно в этот момент лучше дать вашей собаке какой-то условленный между вами успокаивающий знак. Например, достаточно прикольную команду «не дыши», которая весьма расслабляюще действует на случайных нарушителей вашего спокойствия, которые привлекли внимание собаки, и у которых фырчание чау вызывает неприятные эмоции и ожидание нападения.
Чау чаще всего не агрессивны по отношению к другим собакам. Хотя конечно, кобель чау четко знает и охраняет свою территорию. Но первый чаще всего не нападает, конечно, если в детстве не получил хотя бы случайное поощрение на охрану от хозяина при встрече с другими собаками. При этом желание охранять усиливается у кобеля при прогулках с хозяйкой или другой собакой (особенно женского пола), которых, по его мнению, нужно защищать. В случае же провокации другой собаки померяться силой, спуску агрессору чау не дает. Суки еще более «коммуникабельны», и большинство хозяев спокойно гуляют с ними без поводка. При этом все-таки надо помнить о безопасности собаки (и во дворах случаются, увы, безбашенные водители), а также благоразумнее будет общаться в «проверенной» компании. В случае же появления незнакомой собаки спокойнее взять кобеля, да и суку, на поводок (но ни в коем случае не нервно притягивать собаку к ноге, заставляя ее невольно принимать позу вызывающего на бой – это непроизвольно заставит и вашу, и чужую собаку выяснять отношения).
Когда мне рассказывают о «злобных чау», которые нападают на других собак или (мне кажется нонсенсом, но наверное такое бывает у всех пород) на человека, я всегда думаю – а все ли сделал человек от него зависящее, чтобы объяснить собаке правила поведения в обществе – в человеческом, да и в собачьем. Много написано о необходимости социализации собак. Я убедилась, что в основном рассказы о злобности чау исходят от людей, которые не смогли (да, наверное, не сильно и хотели) найти с ними общий язык в силу разных обстоятельств. И от людей, пострадавших от таких горе-хозяев, - потому что ответственность, при всей изначальной мудрости, собаки вообще и чау-чау в частности лежит на хозяине. Собаку научить можно, а вот с людьми гораздо сложнее!
Выращивая щенков, мы всегда стараемся разбудить в детях самые светлые чувства по отношению к людям, потому что сторожевые и охранные инстинкты никуда не денутся. Чем больше маленький чаушонок чувствует человеческое тепло, тем более благодарной собакой вырастает он в дальнейшем, тем меньше поведенческих проблем возникнет у него в течение жизни. Это всегда надо помнить при выращивании щенков, а также учитывать «опыт общения» при выборе своего будущего питомца. Разумеется, каждая собака требует воспитания. Заводчик может заложить основы, но конечный результат зависит от непосредственного хозяина. У чау очень пластичная психика, и получить можно самый разный результат – в зависимости от цели и приложенных усилий. Воспитывая чау, надо всегда помнить о том, что серьезное прошлое этих собак требует ответственности от хозяина и тщательного воспитательного процесса, который, несомненно, облегчен огромной понятливостью этих собак и желанием доставить радость своему Хозяину.
И вот беда – кто-то боится, что чау будет слишком агрессивен (слишком серьезная собака), а кто-то сомневается в возможности дрессировки чау и использования его для «существенных» дел (слишком несерьезная собака). А ведь и то, и другое – не совсем верно. В комментариях к заблуждению 2 уже высказано мнение о правомочности утверждения о «свирепости» чау-чау. Что же касается обучаемости и «пользовательских» способностей чау, то, обратившись опять-таки к истории породы (а именно история развития породы определяет тот набор качеств, которые можно развить в собаке без особого труда) просто перечислю те многочисленные инстинктивные программы, которые заложены в чау-чау.
Итак:
1. Первые сведения об этих собаках – как о боевых собаках монголов. Мощь и сила хитроумного, послушного человеку бойца сохранилась, но поскольку в течение многих веков агрессия не культивировалась (как у современных бойцовых пород), то осталась лишь огромная преданность Хозяину, многосторонний ум и прекрасная реакция.
2. Племенным разведением чау занимались буддисты, и чау служили охранниками их храмов. Отсюда наиболее выраженный инстинкт – сторожевой. Но! Т.к. охранялись все-таки созерцающие монахи – то лай вы услышите в действительно важном случае, достойном вашего внимания. Причем, у большинства чау сознательная служба – это врожденное свойство. Спецподготовку проходить не нужно. Квартира, участок, дом, машина – под надежной охраной.
3. Использовались как пастушьи собаки. Отсюда, наверное, любовь к порядку. Этот факт надо учитывать и при выезде за город. От запаха (а уж тем более от присутствия) коз и овец чау слегка балдеют и готовы мчаться восстанавливать справедливость (коза должна быть в загоне!) невзирая ни на какие доводы рассудка. Так что лучше подобное поведение предотвратить с помощью поводка. Но если вы живете в сельской местности – вы вполне можете приучить вашего чау быть главным помощником в хозяйстве.
4. Использовались как ездовые собаки. Не сильно актуально в современных условиях, однако нужно помнить, что чау – мощные и выносливые. Их любовь полежать при первом удобном случае – лишь для экономии сил (и ваших затрат на питание). Наиболее практичные хозяева успешно обучают чау привозить дрова на свой любимый участок.
5. В свое время чау прославились и как замечательные охотники, причем как на птицу, так и на крупного зверя. Стайная охота на медведей, волков и т.п. наложила отпечаток на поведение и современных, даже одиночных, чау. Стая чау «закручивает» жертву, а потом члены группы наносят по очереди одиночные удары, которые выматывают и дезориентируют зверя, затем сильным ударом его сбивают с ног, и, почти бескровно, (укус чау – прокрут с повреждением внутренних, а не внешних тканей, а следовательно – внутренними гематомами), противник бывает побежден. Поэтому, если все-таки чау вынуждают драться (увы, такое случается, хотя чаще все-таки не по инициативе вальяжных и полных достоинства чау), они весьма серьезно способны постоять за себя, мгновенно превращаясь из медлительного увальня в молниеносно движущегося воина. Есть сведения о зарубежном питомнике смуфов (короткошерстный чау), которые прекрасно выполняют и функции ретривера (подноска предметов).
6. Прекрасный нюх и сообразительность позволяет наслаждаться обществом чау заядлым «лесолюбам». Если вы любитель «тихой» охоты – советую вам научить чау искать нужные вам грибы (проверено практикой). У них это прекрасно получается, они подзывают вас к найденному грибу характерным фырканьем. Кроме того, в лесу чау всегда предупредит вас о приближающемся человеке, но отходить далеко не будет. Может, правда, увлечься следом (все-таки охотник есть охотник), но уходит недалеко и возвращается при оклике. Ну а уж доказывать, что чау – прекрасный компаньон, способный тонко чувствовать настроение хозяина, я не буду. Это можно почувствовать, только имея Своего Чау. Постороннему эти собаки не открывают тайн своей души. Поэтому наблюдая на прогулке за чужими чау-чау, вы сможете только оценить разнообразие характеров, но до конца прочувствовать загадку Восточного Мудреца вам не придется. Напомню только еще разок, что близость истоков породы к восточной философии наложила серьезный отпечаток на сознание чау и привнесла в их ауру положительную энергетику потрясающей силы.
И о дрессировке. Очень важно с самого начала установить с такой собакой контакт и взаимопонимание, прислушавшись сердцем к тем сигналам, которые посылает вам чау с первых дней общения. И тогда он усвоит любые навыки, которые вы хотите у него видеть. Но и будет их выполнять не как рефлекторная заводная игрушка, а осмысляя и обдумывая. Поэтому очень важно, чтобы чау понимал – ЗАЧЕМ вы даете ту или иную команду (именно поэтому команда «голос» самая сложная для чау – ведь лаять просто так чау не умеют). Чем больше вложить любви в свою собаку – тем полнее будет и отдача. Чау – благодарнейший ученик с высочайшим уровнем интеллекта.
К сожалению, большинство пособий по дрессуре собак не рассчитаны на общение, скорее на выработку навыков подчинения. Поэтому и нужно очень осторожно фильтровать и адаптировать встречающиеся вам советы по дрессировке к вашему любимцу. Можно обратиться и к профессионалу - чау могут даже участвовать в соревновании по аджилити – была бы здоровая собака, да желание хозяев. Тогда нужно выбирать человека, знающего особенности породы и имеющего успешный опыт подобной дрессировки. Впрочем, те, кто породу не знает, вряд ли возьмутся за дрессировку чау, рассказав вам массу баек о невозможности подобного процесса. Исходя же из личного опыта, могу сказать, что щенки в 2,5 месяца обучаются командам «сидеть», «принеси мячик» и «дай лапу» в течение 1 недели, занимаясь по 5 минут два раза в день. Прекрасно обучаются и взрослые собаки, хотя для этого нужно сначала понять индивидуальные особенности уже сформировавшегося характера каждого индивидуума и найти свой «ключик».
В заключение хотелось бы предостеречь от еще одного подводного камня, подстерегающего людей, не осознающих до конца – кто же это, чау. Плюшевые медвежата – щенки достаточно быстро превращаются в подростков, определяющихся в этой жизни. Любовь должна быть разумной! А чтобы не допустить ошибок в воспитании, надо помнить о том, что утверждение «чау – чистая декорация» является мифом.
Читать часть 2: Чау чау в России
Людмила Веденеева
Канд.биол.наук
Питомник «Ингрия Ленд Гард» (СПб)
8-921-745-71-25