Справочник владельца животного

Салюки - персидская борзая

Салюки - древнейшая порода борзых

Салюки

По классификации FCI салюки относится к 10 группе "Борзые", к 1 секции "Длинношёрстные борзые"
Используется как охотничья собака, как собака-компаньон и шоу собака.

История породы салюки уходит в далекое прошлое. Когда и как она возникла? На востоке существует легенда, которую в 1879 году записал А. Чайковский. Однажды царь Сулейман ибн Дауд (библейский Соломон), согласно повелению, полученному от Всевышнего, приказал собраться всем созданиям, чтобы каждое из них могло высказать свои нужды и желания.

По зову царя собрались все животные, кроме ежа. Разгневанный неповиновением, Сулейман ибн Дауд обратился к собравшимся животным с вопросом: "Кто отправится на поиски ослушника?". Вызвались двое - лошадь и собака.

Лошадь сказала: "Я найду непокорного, но я не смогу схватить его, для этого слишком велик мой рост и ноздри мои не защищены от игл". Собака заявила: "Мне не страшны колючие иглы, но моя морда слишком широка и я не смогу просунуть ее в логово ежа, если он скроется туда, прежде чем я схвачу его".

Выслушав все это, Сулейман ответил: "Вы сказали правду. Я не хочу безобразить лошадь, уменьшая ее рост, это было бы плохой наградой за усердие и повиновение. Лучше я прибавлю красоты собаке, чтобы наградить ее за выказанное рвение". Сказав так, царь взял морду собаки обеими руками и до тех пор гладил ее, пока она не сделалась совершенно тонкой и острой. Тогда все присутствующие увидели, что собака превратилась в стройную изящную борзую. Оба добровольца немедленно пустились на поиски и вскоре представили царю упрямого ежа. Считая послушание и исполнение приказов высшим достоинством всякого создания, избранник Бога сказал лошади и собаке: "Отныне вы будете спутниками человека и первыми после него перед лицом Бога".



Это легенда, а что говорят по этому поводу исследователи?

Салюки - древнейшая порода борзых сформировавшаяся на севере Африки и на Ближнем Востоке - в Палестине, Ираке, Иране, Египте и других странах североафриканского побережья. Салюки занимает промежуточное положение между своими ближайшими родственниками - североафриканской борзой слюги (или слуги) из Марокко и Туниса, борзой туарегов из южной Сахары, азавака, и африканской борзой, как равнинного типа (бел-муррай) с редким шерстным покровом, так и длинношерстного горного типа.

СалюкиСулейман ибн Дауд на троне среди зверей
Персидская миниатюра XVI в.


Разделение борзых Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока на три основные породы (салюки, слюги и азавак) в определенной степени искусственно и проведено на западный манер. При всей своей изменчивости восточные борзые разных районов часто почти не отличаются друг от друга - совершенно очевидно, что все они относятся к одному типу собак. Несомненно, что у среднеазиатской борзой тазы и киргизского тайгана также общие предки с салюки и другими борзыми восточной группы.

Существует две версии происхождения её названия. Первая говорит о том, что оно произошло от арабского "салака", означающего "разодрать шкуру", другая делает салюки "родственником" знаменитого телохранителя Александра Македонского Селевка I Никатора, основавшего после его смерти государство Селевкидов со столицей Селевкией, от названия которой и пошло слово Салюки или селевкийская собака. Вторая версия по мнению специалистов более правдоподобна, но, даже в этом случае сама порода появилась на свет на несколько тысячелетий раньше, чем её современное название.

Слова "салюки" и "слюги" в сущности, означают одно и то же, только на разных диалектах. В Персии, а также в Малой и Средней Азии борзых этого типа издревле называли по-другому - тазы, тази.

Скорее всего, это название также связано с арабами-завоевателями, войска которых, располагавшиеся в этих регионах, носили название "таджи" - коронные, от арабского "тадж" - венец, корона. В Европе (прежде всего в Великобритании) салюки называют также газельей собакой и персидским грейхаундом.

Восточные, или вислоухие борзые относятся к очень древней подгруппе группы борзых. Для них характерны висячие уши, опущенный вниз хвост с жестким кольцом на конце - последние позвонки часто срастаются. Они выдерживают длительную погоню за зверем в жарком климате (порой развивая скорость до 50 км в час) и хотя менее резвы, чем западные борзые, но более выносливы и приспособлены для бега на большее расстояние.

Восточные борзые ищут зверя не только с помощью зрения, но также пользуются чутьем. Восточным борзым присуще спокойное отношение к пойманному зверю, возле которого они поджидают охотника, или даже подают ему добычу.

Предки этой породы ведут свое происхождение, скорее всего, из Северной Африки. В середине XIX века среди кинологов господствовало мнение о том, что все борзые ведут свое происхождение от египетской гончей с крупными стоячими ушами и характерным поджарым силуэтом. Более того, некоторые исследователи склонялись к мысли о том, что на экстерьер этой группы собак повлияло их возможное родство с абиссинским пустынным волком (Canis simensis), поджарым и голенастым.


Щенки салюки на продажу


Происхождение собак этого типа можно проследить по сохранившимся древнеегипетским мумиям и надгробным изображениям. Наиболее древней мумии борзообразной собаки более 9000 лет. В 7-6 тысячелетии до н.э. тип этой породы уже вполне сформировался. Изображения их сохранились с древнейших времен, когда в Египте еще не было фараонов.

До нас дошла, например, вырезанная из слоновой кости голова гончей 6000 - 5000 годов до н.э., длинная шея которой украшена ошейником. Отражены в памятниках древнеегипетского искусства и сцены охоты - на барельефе, датируемом около 2500 г. до н.э., изображены три борзые, преследующие газель. На стенах гробниц найдены изображения борзых рыжего и рыже-пегого окрасов, ошейники которых украшены драгоценными камнями. Они использовались для охоты на антилоп, диких ослов и зайцев.

СалюкиСобаки со своим хозяином.
Древнеегипетская настенная роспись


В ставших классическими трудах Л.П. Сабанеева, вышедших в свет в конце XIX века, указывается, что родиной этих собак следует считать Северо-Восточную Африку и, прежде всего, Древний Египет. По мнению Л.П. Сабанеева, родоначальником всех современных борзых был легендарный тезем - борзая фараонов, отличавшаяся крупными стоячими ушами и кольцеобразно закрученным хвостом.

Широкое расселение борзых на запад Л.П. Сабанеев связывал с переселением арийских племен с Ближнего Востока в Европу, проходившим свыше трех тысячелетий назад, а на восток и юг по африканскому материку несколько раньше, благодаря основанию африканских колоний финикийцами. Таким образом, все нынешние борзообразные собаки, согласно мнению этого ученого, в той или иной степени произошли от древнеегипетских предков.

Более осторожен был в вопросе происхождения борзых собак профессор С.Н. Боголюбский (1959), крупнейший авторитет в области изучения породообразования домашних животных - он допускал для евразийских борзых как возможность самостоятельного происхождения, так и возникновение их от североафриканских форм.

Более поздние исследователи сошлись во мнении, что предком всех современных пород борзых является салюки, сформировавшаяся у предков арабов в X-VII тысячелетиях до н.э. Таким образом, речь должна идти о двух разных породах борзых и двух центрах их разведения: тезем, с прямостоящими ушами, происходивший, возможно, из Малой Азии, в глубочайшей древности попал в Египет, а аравийская вислоухая салюки - в Северную Африку.

В дальнейшем, начиная со II тысячелетия до н.э., тезем утратил свое привилегированное положение в Египте (отдельные, как считается, родственные ему породы сохранились в изоляции на некоторых островах Средиземного моря), а салюки с арабскими завоевателями распространились по всей Европе и Центральной Азии, дав миру почти все известные сейчас породы борзых. Этих или сходных с ними взглядов на происхождение борзых придерживались ведущий специалист в этой области В.И. Казанский, классик советской кинологии А.П. Мазовер, а также ряд западных кинологов (Ж.-Ф. Куро, Х. Гловер, Э. де ла Морена и др.).

Принципиальное отделение египетского центра разведений борзых от аравийского, однако, кажется произвольным. На древнеегипетских росписях встречаются борзовидные собаки с вислыми ушами, напоминающие современных. С другой стороны, похожие на восточных борзых островные собаки Средиземноморья с прямостоящими ушами (мальтийская, собаки Ибицы и др.) вовсе не обязательно завезены туда финикийцами. Они могли попасть на эти острова вместе с арабскими поселенцами в IX-XI веках, когда флоты мусульманских государств угрожали существованию Византии и высаживали десанты на берегах Италии. Как бы то ни было, группа восточных борзых, родоначальником которой сейчас считают арабских салюки, - одна из древнейших сохранившихся до наших дней.

СалюкиГолова гончей.
6000 - 5000 г.г. до н. э.


Для эпохи поздней древности источники об этих собаках малочисленны и разрозненны, в это время формируются различные породы западных борзых, которые оттесняют восточных на задний план. Снова на широкую историческую арену они выходят в начале средневековья, благодаря возникновению ислама и завоевательным походам арабских племен. С арабами связано и современное название породы.

Бедуины Аравийского полуострова сохранили древнюю породу в своих кочевьях и усовершенствовали ее в экстремальных условиях пустыни. Здесь максимально выявились великолепные охотничьи качества породы. Руб-аль-Хали - наиболее пустынная часть этих мест и самая лучшая территория для охоты, которая и поныне остается цитаделью разведения салюки. Охота проводится с октября по март, когда довольно прохладно и влажно, но лучшее время для нее - весна.

Салюки натаскивали для охоты на самую разную добычу: джербоа (пустынных крыс), зайцев, лис, шакалов, диких котов, газелей, оленей, куропаток и других птиц. Часто они охотились в сотрудничестве с соколами, когда зоркие птицы выслеживали добычу и кружили над ней, а быстроногие борзые спешили к цели, порой за много километров, в то время как охотник следовал за ними на лошади или верблюде. Бедуины использовали смесь из хны и растительного масла для укрепления ступней охотничьих псов - это было необходимо в раскаленной каменистой пустыне.

Салюки, - или её предки, - были неизменными спутниками бедуинов в их странствиях, и по значимости в иерархии бедуинских ценностей занимали второе после лошади место. И такое положение дел сохранялдось не веками - тысячелетиями! Самой древней мумии "борзообразной" собаки приблизительно 9000 лет, а на стенках древнеегипетских гробниц, возраст которых 2500 лет, найдены барельефы и изображения сцен охоты с борзыми.

Борзые являлись настолько важной компонентой кочевой жизни, что даже зародившийся Ислам, объявивший собак "нечистыми животными", никоим образом на жизнь салюки не повлиял; просто кочевники называли своих борзых не "аль кальб" (собака), а "аль хур", что значит "чистый",  "благородный", подобно тому, как японцы не относили своих хинов к "ину" т.е. - к собакам.

Борзые пользовались в мусульманском мире особыми привилегиями: погладив салюки, правоверный мусульманин после этого может сесть на молитвенный коврик или идти на молитву в мечеть, совершив лишь те омовения, какие пожелает. При этом он не утрачивает своей телесной чистоты, как это бывает при соприкосновении с вещами или животными, считающимися нечистыми - например, с собакой любой другой породы.

СалюкиПредседатель Центра арабских салуки
Хамад Шахин Ганем аль Ганем
ведет чистую арабскую родословную,
которая, как говорят европрейцы,
уже не так чиста (!!!) как в Европе


Салюки

Борзую собаку ценили не меньше жены или коня, и недаром - ведь зачастую охотничий пес был кормильцем семьи. Считалось недопустимым оставить салюки на улице или уложить на землю. Им разрешалось жить в одном жилище с человеком - на женской половине шатра, на специальном месте, отгороженном занавеской, где салюки лежала на мягкой подстилке.

В городах для салюки строили специальные помосты над крышами домов, чтобы те могли отдыхать в прохладе и им не докучали насекомые. Салюки были окружены особой заботой женщин, которые шили им теплые покрывала на зиму и легкие, предохраняющие от перегрева и мух плащи на лето, а осиротевших щенков женщины нередко выкармливали своим молоком.

Гибель любимой собаки воспринималась как большое горе, а сменить хозяина салюки могли только в одном случае - если собаку преподносили в качестве ценного дара. Продавать салюки было не принято - их дарили лишь друзьям или родственникам, но с правом получения любого подарка взамен.

Впрочем, если уж затрагивать тему отношения ислама к собакам, то следует знать, что специалисты по Корану отмечают в нем всего три упоминания о собаках, не содержащих особого негатива, а по сути являющихся лишь своего рода гигиеническими рекомендациями, а негативное восприятие мусульманами собак в большей степени является следствием "перегибов на местах", нежели прямыми указаниями первоисточника.

Так как считалось, что салюки были даны людям Аллахом для развлечения и пользы, то они всегда занимали в арабском мире привилегированное положение - им позволялось, например, есть ту же пищу, что и хозяину. Корм борзых был питательным и легким, состоял главным образом из мяса. Кроме того, арабы давали им питательную смесь из растертых в тесто фиников и верблюжьего молока.

Животные, добытые салюки, считались разрешенными для употребления в пищу правоверными мусульманами, если только сами салюки не попытаются их съесть; при этом ссылались на следующий хадис (высказывание Мухаммеда, признающееся руководством для истинного мусульманина):

Салюки
Салюки

"Рассказывает Абу Хурайра, что Посланник Аллаха сказал: "Если кто-нибудь содержит собаку, исключая пастушью, охотничью или сторожевую, у того должно в возмещение вычитать ежедневно кират (мелкую монету) из его имущества. И так - в отношении любого, кто содержит собаку не для охоты или охраны стада. Охота с целью заработка на жизнь, получения дохода или пропитания дозволена. Но подобное нежелательно, если делается единственно для отдыха или развлечения. Допустимо использовать для этого любую собаку или другое животное, пригодное для охоты.

Однако при этом два условия должны быть соблюдены. Первое: всех собак надлежит спускать с поводка со словами "Во имя Аллаха!"; и второе: собака, таким образом освобожденная, должна быть обучена правилам охоты, если же собака начала есть пойманное животное, такое животное становится недозволенным для человека, даже если ранее и было дозволенным".

В древности о салюки слагались стихи и песни. Одно из самых ранних упоминаний об арабской борзой можно найти в стихах, сложенных Абу Нувасом, арабским поэтом IX века. В одной из поэм Абу Нуваса, написанной в честь салюки, он описывает ее замечательные качества:

Как мне прославить салукийца, который мне принадлежит?
Его охотничья удача ввек от него не убежит!
Все лакомства, что я имею, мои охотничьи трофеи -
Его заслуга и добыча, мой гость его трудами сыт.
Когда, отбросив прочь дремоту, мой пес выходит на охоту -
Газели в ужасе трепещут, олень в отчаянье дрожит...

В других блестящих строках Абу Нувас описывает движения борзой:
Так она, уподобясь стреле, полетела,
Словно выйти из собственной шкуры хотела;
Как легчайшее облачко в сини небес,
Понеслось над землей невесомое тело.

В общем, с приходом ислама, салюки не потеряли своего места в шатре бедуина (куда другие собаки никогда не допускались) на женской половине. Женщины всячески заботились о салюки, шили им теплые покрывала на зиму, а осиротевших щенков - порою выкармливали своим молоком. Но, наверное, в суровых условиях пустыни иначе и быть не могло, так как борзые, наряду с мужчинами были добытчиками, кормившими род.

С другой стороны зарождение ислама, объединившего арабов, стало причиной мощнейшей волны арабской экспансии. Чтобы понять масштабы этой экспансии, достаточно взглянуть на карту Франции и найти город Тур (помните у Дюма "белошвейка из Тура"?). Так вот, где-то в окрестностях этого города и произошла знаменитая битва при Пуатье, в которой в 732 году мажордому Карлу Мартеллу удалось остановить арабскую экспансию, во всяком случае её "западное крыло".

Салюки

В течение полутора веков Арабским халифатом были захвачены огромные территории, на которые на разный срок распространились вероисповедание, обычаи и пристрастия победителей. Среди прочих "пристрастий" были и борзые - салюки. Скорее всего именно с этих времен они и появились на территории современной Европы. А второй волной "европейской миграции" салюки стали крестовые походы, возвращаясь из которых, рыцари везли домой много "экзотики", в том числе и борзых.

Именно ко времени Крестовых походов относятся мемуары сирийского эмира Усамы ибн-Мункыза, современника знаменитых "друзей-врагов" Ричарда Львиное Сердце и Саладина, в которых этот страстный охотник описывает как охотились восточные феодалы тех времен. Мемуары Усамы содержат интереснейшие и подробнейшие описания этих сложных действ, по масштабам, количеству участников и уровню подготовки ничуть не уступавших знаменитым комплектным охотам XVIII-XIX веков.

Страсть к охоте передалась Усаме от его отца Муршида, заядлого охотника и собачника. Каждый второй день он целиком посвящал охоте, продумывая ее, как военный поход - вместе с ним выступало до сорока человек прислуги, многочисленные собаки, ловчие птицы и гепарды. "Мой отец, - пишет Усама, - так организовывал охоту, словно это было сражение или иное важное дело. Ни один из участников не отвлекался на разговоры с товарищами, единственной их заботой было заприметить зверя или птицу... Когда мы выходили из ворот города, с нами было все снаряжение для охоты - сети, луки, лопаты и крючья для разрывания нор. С нами были охотничьи птицы разных пород, а также гепарды и собаки... Ни одному из егерей, конюхов или оруженосцев не дозволялось отставать и медлить в погоне за дичью".

Собаки средневековых феодалов, так же как и бедуинские псы, часто охотились во взаимодействии с ловчими птицами. Вот как описывает один из способов такой охоты Усама: "Эмир Шихаб-ад-Дин, владыка крепости Джабара, подарил моему отцу собаку, обученную, чтобы пускать под соколом на газелей. Она показывала нам удивительные вещи.

Охота с соколами происходит таким образом. Сначала спускают "первого", он вцепляется в ухо газели и бьет ее крыльями. Потом выпускают "помощника", который нападает на другую газель, а второй "помощник" - на третью, точно так же выпускают и четвертого сокола, и каждый из "помощников" нападает на одну газель из стада. "Первый" продолжает ударять свою газель, прочие же отгоняют от нее остальных и покидают их. Собака следует за летящими соколами и нападает только на ту газель, на которой она видит сидящего сокола".

Словом, в жизни бедуина, или попросту говоря, - кочевника, борзая, как бы её не называли - салюки, слюги или тазы, -  была, есть и будет ничем не заменимой составляющей: любимицей, предметом восхищения и гордости, добытчицей, и совершенно необходимым "аксессуаром" социального статуса.


Салюки
Салюки

Мир меняется, меняется и быт бедуинов, но по-прежнему они испытывают горячую приверженность к охоте и охотничьим собакам салюки. Участь этой породы в разных странах Ближнего Востока различна. Салюки высоко ценилась в течение многих веков и продолжает цениться до сих пор. Даже в тех странах, где охота запрещена законом, тем не менее, салюки высоко ценятся и пользуются неизменным спросом: бедуин может не иметь работы и земли, но считает делом чести, чтобы у него была великолепная охотничья собака.

Судьба чистокровных борзых Саудовской Аравии сложилась счастливо. В глубинных районах страны часть племен по-прежнему ведет патриархальный образ жизни. К этому нужно добавить, что охота и разведение борзых остаются показателем благородства и благосостояния и для жителей городов, которые часто готовы выложить любую сумму за чистокровного щенка прославленной линии. Так, например, ценителями и знатоками этой породы были иорданский король Абдаллах и король Саудовской Аравии Ибн Сайд (1880-1953).

Но не везде отношение к борзым осталось столь же благосклонным. В Израиле, например, положение салюки и их хозяев скорее можно назвать бедственным. Охота с борзыми и гончими в Израиле запрещена. Полиция застрелила много собак, с которыми бедуины охотились незаконно. Современное положение израильских бедуинов подобно тому, которое занимают коренные народы, оттесненные в резервации. Многие из них не смогли приспособиться к современным условиям жизни. Не обремененные постоянной работой, они свободно распоряжаются своим временем, занимаясь браконьерством.

Охотники перестали проводить целые дни верхом на лошади под палящим солнцем. Они уезжают на машинах туда, где никто не увидит, как они спускают собак на зайца или газель. Охотой занимаются, главным образом, из спортивного интереса и для того, чтобы посоревноваться, чья собака быстрее.

Ружья не используют. Судя по рассказу бедуина Султана Абу Рекиека из Телль-Шебы, охотники по-прежнему строго придерживаются древних обычаев: "Мы можем охотиться всю ночь. Если собаки не разорвут газель, то мы можем использовать мясо и есть его. Если же животное сильно покусано, то мы отдаем мясо собакам".

Ну а что же Европа? Здесь борзые "пришлись ко двору", так как страстных охотников и в Европе было предостаточно, и они быстро оценили возможности этих удивительных собак. Борзые "приживались" повсеместно, адаптируясь к новым климатическим условиям и особенностям охоты, скрещиваясь с местными породами. "Следы" салюки тех давних времен арабского нашествия можно найти во многих странах от Испании - испанский гальго до России - хортая борзая. Куда-то они попали сразу, куда-то окольным путем, спустя столетия, через другие страны

СалюкиГонки салюки регулярно проходят в Объединенных Арабских Эмиратах.

В XIX веке салюки начали вывозиться в Европу из Сирии, а в 1840 году Гамильтон Смит привез несколько салюки из Персии в Англию, где они демонстрировались как экзотические животные в лондонском Риджент-парке. В 1874 году порода впервые упомянута в племенной книге и календаре Кеннел-клуба под названием "персидская борзая". В 1897 году дочь английского египтолога Эмхерста Хакни Флоренс серьезно занялась породой. Флоренс полюбила эту породу еще во время поездок с отцом на Восток. По ее просьбе полковник В. Дженингс-Брэмли привез из Египта двух щенков, которых он выбрал у шейха племени Тахави в египетской пустыне Салиха.

На выставке в Европе салюки появились в 1900 году под названием "газелья собака". В Англии салюки были признаны как порода в 1923 году, после того как бригадный генерал Ф.Ф. Ланц представил привезенных из Ирака черно-подпалого кобеля по имени Сарона Келб и пегую суку Сарона Ризхан. В 1927 году порода была признана в США. В 1954 году в Европе был организован клуб любителей арабских лошадей, который одновременно стал и клубом любителей салюки. В Англии на рингах в то время демонстрировали более ста собак, которые были разнотипны, так как происходили из разных районов своей обширной родины. Их условно делили на малых, средних и больших, а также на длинношерстных и гладкошерстных.

В России в 1887 году на выставке в Москве был представлен салюки (тазы) Грумис, который получил серебряную медаль. Эта борзая происходила от собак текинского хана. Однако разведение породы у нас началось лишь в 1990-е годы после импорта салюки европейского разведения.

Первое официальное признание салюки получила в 1929 году, причем не в Англии, а в США, а англичане "раздумывали" ещё 34 года, ну а окочательно породу "узаконила" FCI в 1963 году.

Естественно, что всегда, как только в дело вступает FCI, так сразу экстерьер при оценке собаки становится главным критерием.

Именно на основе европейской популяции сформировался современный стандарт салюки; трудно поверить, но многие настоящие, аборигенные популяции восточных борзых, не соответствующие этому стандарту, не признаются существующими сегодня кеннел-клубами.

Хорошо это или плохо? Это не хорошо и не плохо. Точнее и хорошо и плохо. Хорошо потому, что - кому сейчас нужны борзые, как охотничье собаки? Единицам, фанатикам-борзятникам, а это означает, что порода обречена на вымирание. А в новом амплуа шоу звезды порода может прожить новую жизнь. Ну, а плохо потому, что будет ли эта порода иметь право называться "салюки"?

Впрочем, эти вопросы можно задать и применительно к огромному количеству пород "оставшихся не у дел". Пусть каждый ответит на них для себя сам. Ну в самом деле, - кому сейчас придет в голову искать рудничный газ с помощью йоркширского терьера?

Если Вы решили завести салюки

А мы вернемся к салюки. Вы не борзятник, но хотели бы иметь такую собаку - возможно ли это? Если говорить о городской квартире - нежелательно! Салюки - это движение, и если она не будет много двигаться, то начнет болеть и чахнуть. Поэтому загородный дом с собственным участком и высоким забором (иначе перепрыгнет и отправится на "охоту") - это минимальная начальная база для приобретения салюки. Кроме этого, от Вас потребуются длительные прогулки, раннее обучение и социализация собаки, т. е. - много времени и терпения (салюки не относятся, как и большинство "охотников", к легко обучаемым собакам).


Салюки
Салюки

К людям салюки лояльны, но фамильярности не любят, поэтому совместное проживание салюки и маленького ребенка - плохая идея. Что касается домашних питомцев, то другие собаки и даже кошки - это приемлемый вариант, хотя салюки больше любят себе подобных; а вот кролики, крыски, хорьки и птички скорее всего станут предметом постоянной охоты. Та же участь будет ждать и любых (уже включая и кошек) незнакомых зверюшек, с которыми Ваш питомец столкнется за порогом Вашего дома.

Резюмируя вышесказанное можно заключить, что обеспечив своего питомца движением, и должным образом воспитав его, Вы в результате можете получить неплохого компаньона, но это путь не для ленивых

Со здоровьем у салюки все в порядке, и, при правильном содержании едва ли она доставит Вам много хлопот с походами к ветврачу. Из всего "букета" свойственных борзым болезней следует обратить внимание на кардиомиопатию и гипотиреоз. Множество источников также указывают на чрезвычайно плохую переносимость салюки к наркозу (в случае необходимости хирургического вмешательства). Доза анестетика совершенно безопасная для другой породы аналогичных габаритов, может оказаться для салюки смертельной.

Уход за шерстью прост и необременителен: для длинношерстной разновидности это регулярное вычесывание, для короткошерстной - регулярное протирание резиновой перчаткой. У салюки нет подшерстка, что, с одной стороны хорошо - линька салюки практически не доставляет хлопот с уборкой шерсти в квартире, с другой стороны плохо - салюки весьма чувствительны к холоду.. Хозяину необходимо также озаботиться чисткой зубов и подстриганием когтей. Живет салюки по собачьим меркам долго, - до 16 лет

Кирилл Рец

2032




  1. Вы решили завести собаку. Что для вас является самым важным при выборе щенка?
    (Можете выбрать несколько вариантов)

При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru