Справочник владельца животного

Происхождение собак. Китайский волк

Читать часть 1. Происхождение собак, палеолитические собаки

Китайский волк

Китайский волк Китайский волк

П. Саволайнен и его коллеги, исследовав расстояния средних секвенций для предковых гаплотипов, пришли к заключению, что собаки произошли в Южном Китае 16.300-5.400 лет назад, по меньшей мере, от 51 волчицы. Также они отмечают, что место и время примерно совпадают с зарождением рисового земледелия, что наводит на предположения о том, что первые собаки появились в Китае в поселениях охотников-собирателей или ранних земледельцев, а их происхождение от многих прародителей указывает на то, что приручение волков было важной чертой культуры.

В настоящее время в Центральном Китае, Маньчжурии, Тибете, на юго-западе России, а также на территории Индии, Непала и Бутана в районе Гималаев обитает китайский или иначе тибетский волк (Canis lupus chanco), который является подвидом волка обыкновенного или иначе волка серого (Canis lupus).

Внешне китайский волк напоминает европейского волка. Однако китайский немного крупнее, имеет более короткие конечности, короткую светло-бурую шерсть на ушах, боках и внешней стороне конечностей. Основное отличие черепа китайского волка от черепа европейского волка состоит в том, что верхняя часть его нижней челюсти повернута назад так же, как и у собаки.

В 1977 г. была опубликована статья Стэнли Дж. Ольсена и Джона В. Ольсена «Китайский волк – предок собак Нового Света», где содержится описание ископаемых останков волка, найденных в пещере Чжоукоудянь, в 42 км от Пекина. В этой же пещере были обнаружены ископаемые останки синантропов («пекинский человек»), которые жили примерно 680-780 тыс. лет назад. Однако не было установлено, жили ли синантропы и волки в данной пещере в одно и то же время.

Волк, останки которого были найдены рядом с останками синантропа, несколько отличался от современного волка, обитающего в данном регионе, меньшим размером, более узкой мордой и слабо развитым сагиттальным гребнем. А при одомашнивании псовых – как пишут С. Дж. и Дж. В. Ольсены – на начальном этапе у них сразу же сокращается длина морды – рострума, и уменьшается размер зубов. Вывод С. Дж. и Дж. В. Ольсенов получил подтверждение в наше время.

Что может собачий хвост

Китайский волк Пэнтоушань

На территории Китая находится один из центров зарождения человеческой цивилизации. Археологи обнаружили здесь материальные следы нескольких региональных неолитических культур 7,5-2 тысячелетий до н.э. Древнейшим постоянным поселением человека на территории Китая является поселение Пэнтоушань, расположенное на северо-западном берегу озера Дунтин в заливном бассейне реки Янцзы, которое возникло не позднее 7.500 г. до н. э.

Древнейшие же ископаемые останки собаки, обнаруженные в Китае, относятся к так называемой культуре Хемуду, которая располагалась в 22 км к югу от залива Ханчжоу Восточно-Китайского моря, в которое впадает Янцзы, и датируются 5-4 тысячелетиями до н. э. Эти останки принадлежали 6 собакам, имевшим морфологические особенности, характерные для собак: укороченную морду, небольшой размер и частое расположение зубов.

По мнению Гэрри У. Кроуфорда, одомашнивание собак на территории Китая началось еще до начала развития земледелия. До наших дней сохранился китайский миф о том, что, когда земля окончательно подсохла после периода наводнений, люди спустились с холмов, где они спасались от наводнения, и начали искать съедобные растения. Оказалось, что вода смыла всю растительность. Чтобы найти пропитание, люди занялись охотой, но животных было мало, и начался голод.

От голодной смерти людей спасла собака, которая бежала по полю, а на хвосте у собаки висели пучки травы с длинными желтыми семенами. Люди посадили эти семена, и вырос рис. Так людям удалось победить голод, а до настоящего времени в Китае традиционно считается, что «драгоценны не жемчуг и нефрит, а пять злаков, первый из которых – рис».

В Институте палеонтологии позвоночных и палеоантропологии Китайской национальной академии наук находятся ископаемые останки собак, обнаруженные во время археологических раскопок на стоянках Ксяваньгань (провинция Хэнань) (4-3 тысячелетия до н.э.), Кешэньжуань (провинция Шэньси) (2-1 тысячелетия до н.э.) и Шэньсуньджя (провинция Шэньси) (бронзовый век, династии Ся и Шань).

Анализ этих останков показал, что более ранние собаки отличались большим морфологическим разнообразием и внешне напоминали собак динго, а также то, что в тот период в Китае уже присутствовали собаки с большим «стопом». Остеологические исследования останков неолитических собак из Китая показали их сходство с современными собаками Японии, особенно с шиба ину.

Пес у дверей

могила Фу Хао Могила Фу Хао

Первым государственным образованием бронзового века на территории Китая является государство Шан-Инь, или иначе Шан (1600—1046 года до н. э.), располагавшееся в среднем течении реки Хуанхэ на территории современного Аньяна. К периоду существования государства Шан-Инь относится могила Фу Хао, жены местного царя, которая является древнейшим известным императорским захоронением, обнаруженным на территории Китая и датируется 1200 г. до н.э.

Вместе с Фу Хао было погребено 16 человек, в том числе женщин и детей, около 2.000 различных предметов и более 6.000 раковин каури, использовавшихся в то время в качестве денег. В углублениях на полу могилы Фу Хао были обнаружены останки шести собак, расположенных под останками жены правителя.

Как отмечает М. Е. Кузнецова-Фетисова (МГУ им. М. В. Ломоносова), «сопогребение собак, в частности то, что один костяк практически всегда находился в срединной яме, защищая спину погребенного от возможных неблагоприятных влияний из подземных областей, говорит ... о большой роли этих животных в охране жизни населения Древнего Китая». Далее она пишет: «организация пространства могилы в какой-то степени брала за образец нормы жилищного строительства, со входом на юге и собакой у дверей».

И божество, и слуга

Китайский волк Гадальные кости периода династии Шан

Согласно Бруно Шиндлеру, использование собак в качестве жертвенных животных в Китае восходит к примитивным культам бога плодородия с головой собаки, поклонение которому впоследствии трансформировалось в поклонение богу Шань Ди, почитавшегося как создатель мира и считался персонификацией неба. Систематические раскопки захоронений эпохи династии Шан в районе вокруг Аньяна, проводимые начиная с 1928 г., показали, что в ту эпоху принесение в жертву животных и людей было очень распространенным явлением. К тому же не было почти ни одного здания, которое бы не было освящено жертвоприношением собак, а также ни одной могилы без жертвенных собак.

Только при раскопках Сяотуня были обнаружены кости принесенных в жертву 825 людей, 15 лошадей, 10 быков, 18 овец и 35 собак. Собак обычно хоронили завернутыми в красные коврики или в лакированном гробу. Часто на шее у них были колокольчики, называемые «линь». Этот факт показывает, что в древнекитайском обществе собакам, как и лошадям, придавалось большое значение. До наших дней сохранилась даже китайская поговорка: «служить как собака/лошадь». На гадальных костях периода династии Шан содержатся вопросы относительно местонахождения потерявшихся собак. А в период династии Чжоу (1045 г. до н.э. – 256 г.) существовал ритуал жертвоприношения собаки, чтобы умилостивить четыре ветра. Сохранилось описание и другого ритуала, согласно которому, чтобы отогнать зло, император должен был колесами колесницы раздавить собаку.

Даже существовал специальный чиновник, в обязанности которого входило поставлять для этого ритуала одноцветно окрашенных собак без пороков. Согласно древней китайской легенде, затмения солнца случались, потому что его на небе грызли собаки. Поэтому, чтобы прогнать собак и спасти светило, били в барабаны и гонги. К так называемому периоду Сражающихся государств (V в. до н.э. – 221 г. до н.э.) относится гробница Маркиза И, который умер примерно в 433 г. до н.э. и был правителем маленького царства Цзэн в бассейне реки Янцзы. В одной из погребальных камер в гробнице Маркиза И был обнаружен двойной лакированный гроб самого Маркиза И, захоронения восьми молодых женщин, видимо его жен, а также только одной собаки в отдельном гробу.

Китайский волк Статуя собаки.
Поздняя династия Хань


В конце V в. до н.э. вместо собак начали приносить в жертву их фигурки, сплетенные из соломы. Впоследствии в могилы помещали глиняные фигурки собак. При раскопках было обнаружено большое количество таких фигурок (эпоха Хань и позднее). У многих фигурок серповидные хвосты, как у собак современных японских пород шиба ину и акита ину. Однако если практика жертвоприношения людей в погребальных обрядах прекратилась с периода воцарения династии Цинь (221 г. до н.э. – 206 г. до н.э.) и распространением конфуцианства, а вместо людей в захоронения императоров помещали скульптурные изображения слуг и стражи, практика захоронения настоящих собак не канула в лету. В мавзолее умершего в 113 г. до н.э. принца Лю Шэна, сына императора Цзин-ди из династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.), было захоронено 11 охотничьих собак.

В ритуальном тексте эпохи династии Чжоу, который известен как Чжоу Ли, упомянуты собаки трех категорий: «тьянкуан» или сторожевые собаки, «фейкуан» или лающие собаки и «ши-куан» или съедобные собаки. Считалось, что за исключением печени, все остальные части собаки являлись съедобными. На пиршествах феодалов и высшей знати блюдо, приготовленное из риса на бульоне из собачьего мяса, считалось деликатесом. Если же мясо собак использовалось в ритуальных целях, то оно предварительно мариновалось в уксусе и перце. Вместе с тем, с древнейших времен в Китае собаки использовались в охоте, что нашло отражение в написании многих китайских слов, связанных с охотой, корень которых составляет иероглиф, обозначающий собаку.

В период правления династии Шан существовали «управляющие по собакам», которые участвовали в охоте, проводимой на определенной территории вне императорского владения. В период Сражающихся государств (V в. до н.э. – 221 г. до н.э.), лучшие охотничьи собаки разводились в царствах Хань. Есть упоминание о том, что в царстве Хань в этот период существовал специальный «инспектор псарен», который следил за выращиванием, питанием и дрессировкой охотничьих собак для императорского двора. В одном из захоронений раннего периода существования царства Хань были обнаружены плитки с графическим изображением крупных собак в ошейниках, стоящих перед стаей отлетающих гусей и убегающих оленей в характерной стойке, указывая на дичь.

Китайский волк Статуя собаки.
Поздняя династия Хань


Кроме собак вышеуказанных трех категорий в древнем Китае существовали и гончие собаки. Так, в труде Сыма Цяня (145 г. до н.э. – 90 г. до н.э.), получившем название «Ши цзи» или «Исторические записки», рассказывается о том, что в столице царства Ци (309-301 г.г. до н.э.), богатом и развитом городе Линьцзы, жители любили смотреть на петушиные бои и собачьи бега и играть в шахматы и футбол. В Китае и, особенно, на Тибете, собаки считались императорскими животными. Этот статус они получили не позднее, чем со времени правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), когда в Китае начал распространяться буддизм. Буддистские монахи приезжали в Китай из Индии. Именно они рассказывали истории о том, что в Индии каменные львы охраняют входы в буддистские храмы и монастыри, а также во дворцы индийских правителей.

Свидетельств того, что в Китае когда-либо водились львы, не сохранилось. В Индии же, откуда прибывали монахи, в то время были широко распространены азиатские львы. В буддизме лев считается священным животным, сопровождавшим и защищавшим Будду. В Китае мастера, которые никогда не видели львов, изображали их по подобию местных собак. Такие парные скульптурные изображения мистических львов, охраняющих снаружи входы в храмы в Китае, стали называться львами Фо (от слова «Фо», означающего «Будда» на китайском). В даосской практике символического освоения пространства, которая называется Фэн-шуй, мифические львы-стражи известны как «львы Фу». Слово «Фу» в китайском означает «счастье». Позже в Китае появились породы собак, которых стали называть собаками Фу – «собаками счастья». К ним относятся: чау-чау,   пекинес,   ши-тцу,   шарпей,   паг и др.

Читать часть 3. Происхождение собак, Мопсы и пекинесы

Заринэ Лоренцовна Арушанян

5323



Происхождение собак. Китайский волк

  1. Вы решили завести собаку. Что для вас является самым важным при выборе щенка?
    (Можете выбрать несколько вариантов)

При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru