Читать часть 1 "На собаках по Байкалу."
Собаки и люди на льду
Лед для собак стал не меньшим удивлением, чем для нас. Лапы скользят, сани идут юзом (каюрам приходится постоянно притормаживать). Но, если разбежались ровненько, то все не так плохо, поскольку трение скольжения на таком льду стремится к нулю. Малое трение здорово нас выручило на первом этапе, поскольку перегруз относительно расчетных 250 кг составил не меньше 130 кг, считая каюров.
Откуда набирается этот лишний вес в наших экспедициях – для меня вечная загадка. Изначально предполагалось, что один человек поедет на буксире на лыжах или коньках. Увы, на байкальском льду лыжи бесполезны, а на коньках через каждый надув приходится перебегать, что крайне утомительно. Поэтому коньки через 5 дней оставили в закладке вместе с канистрой керосина. Лыжи честно проехали с нами все 600 км, придавая нам солидности.
Даже на самом гладком льду от собачьих лап видны следы. А стоит собаке чуть постоять, так появляется прямо проталина. Непонятно – помогает ли это сцеплению со льдом или нет. А вот коротко постриженные когти лучше, чем длинные: цепляться за лед все равно не получается, а вывихи и подвывихи пальцев вполне вероятны. Сперва мы катили по ровной местности, не считая участков вмороженного с осени битого льда. Удавалось разгонять собак аж до 12-13км/ч. Особенно нравились участки, где пятна надувов чередовались с участками голого льда не меньше 3-4 длин саней.
При этом собаки, по очереди толкаясь от снега, разгоняли сани по гладкой части. Когда на снег выскакивали сани, а вся упряжка пробуксовывала на льду, каюры спрыгивали с саней и толкали их по снегу. Получалось довольно дружно. На третий день, на траверзе северной оконечности Ольхона мы встретили свои первые трещины и поля торошения. К этому времени собаки уже управлялись без особых проблем. Мы не только поворачивали вправо и влево, но могли принимать «правее» или «левее». Что позволяло выводить упряжку к нужному месту в гряде торосов с точностью до 2-3м. После этого упряжку останавливали, и один человек шел смотреть проход, а если надо, ногой разбивал торчащие льдины.
Серьезные торосы более 1 м просто обходили. Трещины сперва были небольшие, но мы очень осторожничали, перед каждой выходили смотреть. Потом дело пошло быстрее. Километров за 10 до Ушканьих островов мы все же вынуждены были из-за торосов поджаться к западному берегу. Вообще, самые неприятные из торосов на Байкале для нас были свежие, выжатые вновь образованными трещинами, либо мощные сплошные поля торошения вблизи мысов. Мы не встретили ничего такого, что нельзя было бы перелезть или обойти с разумной потерей времени.
Без названия
Без названия
Трещин, торосов и всяких ледяных причуд на Байкале множество. Возле мыса Южный Кедровый поджались к берегу и сделали дневку. Собаки наслаждались солнцем и бездельем, мы же обилием дров. Когда привыкаешь жить на льду с паяльной лампой, наличие костра кажется небывалой роскошью. Больше всего мы опасались за потертости на подушках собачьих лап, поскольку шли с явным перегрузом. У половины собак к этому моменту потертости обнаружились, но выглядели стабильно. Мы надеялись, что отдых и постоянное уменьшение веса саней не дадут потертостям увеличиваться. Тем не менее, на Кедровом мы оставили около 20 кг в закладку.
Гроты и лёд Байкала
Ночуем возле рыбаков
Наша с собаками еда
Людской походный рацион немного корректируется с каждым походом. Что-то оказывается не востребованным (В этот раз шикарное оливковое масло, сразу замерзшее так, что мы даже не пытались его разогревать и впоследствии подарили хорошим людям Андрею и Свете из Северобайкальска). Тем не менее, основа здорового питания неизменна: овес, гречка, вермишель + сублимированное мясо, сахар, сало, шоколад. Остальное – приятные мелочи жизни вроде хорошего кофе или схваченной в последнем магазине сгущенки.
Байкальский лёд
Коньки опробовали в первый же день
В этот раз, благодаря обилию рыбаков, на обед у нас почти всегда была еще и строганина из омуля. Готовим мы давно на паяльной лампе. Котелок в специальном кожухе и лампа ставятся в кухонный ящик, сверху стеклоткань – вот и все. В этот раз мы могли позволить себе заливать в паяльную лампу петролейку (40-70), а не мерзкий бензин с заправки, поэтому чистить форсунку приходилось один раз перед запуском. Чего и всем искренне желаем.
В кухню, кстати, очень удачно вписался собачий снежный якорь – единственное разумное ему применение на льду. Собакам в этот раз еды хватало при любом раскладе, поскольку изначально мы взяли им корма на 20 дней. Как минули 10 дней – повернули обратно. Половина собак питалась своим обычным сухим кормом, другая – «Kennels` Favourite high power», выданным нам бесплатно казанским дистрибьютором. Количество его пришлось увеличить в 1,5 раза от рекомендованного. В физическом состоянии собак разницы особой не заметили.
По приезду в Казань сделали контрольный анализ крови – пусть разбираются специалисты. Как и на Таймыре, пытались прикармливать собак в обед 30-50 г рыбьего жира, однако на 6 день утром у Джипси обнаружил рвотные массы с желчью и следами крови. Разбираться не стал, рыбий жир отменили всем.
Куда столько грузят ?!
На снегу - толкаем
Воду в корм добавляли при каждой возможности (получалось в среднем через раз), поскольку рыхлого снега нет, а с надувов на ходу много не ухватишь (Собаки постоянно обдирали об них в кровь десна и носы.) К еде же следует отнести и вопрос собачьего дерьма (простите). Едят они его у нас, как и советовал Карлсон, «регулярно, часто и много». Абсолютно все, и независимо от вида корма. Поражает, что на ходу вся упряжка дружно обегает валящееся из впереди идущей собаки сокровище, зато на растяжке тырят друг у друга, а пред отправлением вообще судорожно начинают догрызать все, что лежит. Оно понятно: на это место уже не вернемся, чего добро оставлять? В конечном итоге мы расслабились и решили, что о вкусах не спорят. Домашний той терьер, вероятно, тоже бы лакомился этим десертом, но кто ж ему даст. Если кто-нибудь попробует оставить своего той терьера во дворе на растяжке на ночь, напишите нам, пожалуйста, о результатах эксперимента.
Следы на льду Байкала!
Опять закусывают
Мыс Котельниковский
Как ни странно, после дневки собаки не побежали заметно быстрее. Возможно, одного дня для восстановления им недостаточно, а, может, снегу стало больше. Тем не менее, свои 50 км по прямой или 60 км по кривой мы делали. Подходя к Котельниковскому (по-местному «Котелки») мы ожидали увидеть клубы пара от 80-ти градусной воды, вливающейся в Байкал и причудливые минеральные отложения вроде источников Жойгана.
Ничего подобного там нет. Есть несколько луж возле берега с температурой +15 – +20 градусов у дороги. Есть небольшой дорогой санаторий «Бамтоннельстроя», качающий термальные воды из скважины. По нашим меркам скучновато. Впечатления скрасило интересное и душевное общение с Сергеем Березовским, заступившим на смену администратором заведения. Человек он увлеченный Байкалом и отзывчивый. Позже старый охотник Петрович, к которому мы заглянули на чай, дал понять, что мы идиоты, поскольку то, что выглядело как строительные развалины у забора санатория, было бесплатной старой купелью. Можно было бы и помыться.
Поселились мы в обжитой туристами избе, что в 100 м от санатория. Граница (как мы ее поняли) туристских владений была обозначена полосатым столбом, который досталось охранять Рыжему. Единственный формальный повод для пребывания в тепле санатория был бар. Там мы и отогревались целый день, периодически посещая теплый сортир. Вспомнился В.В. Маяковский, бичевавший любителей оргий и теплых клозетов. Мы поняли, что мы тоже любим теплые клозеты и, вероятно, оргии… Но в баре из еды был лишь молочный коктейль… Дневка на Котельниковском сопровождалась сильной низовой пургой, но мы-то были в избе! Правда, заметно похолодало.
Байкальский лёд
Дневка у Южного Кедрового
В обратный путь
По дороге рядом с нашей избой ездили всякие машины с рыбаками и отдыхающими. Возле нас, разумеется, притормаживали все. Ездовых собак тут не припоминали. И вот в одной из машин мы признали УАЗик, уже встречавшийся нам перед мысом Заворотный. Мы и в молодые-то годы считали, что лучше плохо ехать, чем хорошо идти (Это, кстати, привело нас к собачьей упряжке!). Все через того же «ледового капитана» Александра мы связались с хозяином машины Андреем, обещавшим подбросить нас «сколько-нибудь» через пару дней. От такой перспективы собаки получили увеличенный паек, а мы спокойно двинулись вдоль берега. Первая ночь на пути домой выдалась самой холодной. Температура накануне в ближайшем к нам Северобайкальске была -29 С, о чем нам сообщили в санатории. На следующие сутки ветер стих, мороз усилился. Спали мы по отдельности: Андрюша в палатке, я же испытывал балок на санях. У каждого по два спальника. К утру внешний обмерзает и днем вывешивается на санях для просушки вместе с тонкими носками предыдущего дня. (У нас сложная система поддержания ног в тепле при помощи мусорных пакетов и носков. Очень эффективно, хотя и пахнет. В городской жизни не понадобится, поэтому опускаем).
Собачий якорь незаменим
Дорога домой
Температуру на градуснике мы смотрели перед снятием лагеря часов в 9 утра. Ночью термометром работала самая крупная наша сука – Сира. Было замечено, что ниже -25 С она начинает тихо поскуливать. Перед рассветом той ночи после Котелков Сира скулила не переставая. Меня преследовали навязчивые идеи использовать пару собак в качестве грелок. Наконец я не выдержал и решил вставать. Оказалось, что Андрей уже возится с костром… По мере продвижения на юг стало теплее, а на входе в Малое Море мы почувствовали весну: всю ночь дул теплый юго-западный ветер. Впервые иней не сыпался мне на лицо с полога палатки.
Кажется, что-то еще осталось
Наш эксперимент. На утро все чисто
Обратный путь вдоль берега был украшен свежими прибрежными трещинами и различными береговыми красотами в виде скал, гротов, наледей на речках и т.п., которых мы не видели, пока двигались на север вдали от береговой линии. Визит в первую же понравившуюся нам избу на мысе Черемшанный подарил встречу с Петровичем – замечательным дедом, охотником-профессионалом, ныне пенсионером, большую часть жизнь прожившим в тайге на Байкале. Снявши пробу с самогона Петровича, мы уже пошли было с ним топить баню, но тут появился УАЗик. Это отличные ребята из Северобайкальска Андрей и Света приехали подкинуть нас «по пути».
Вещи и меня загрузили в кунг машины, собак запихали в мой балок, Андрей пристроился на место каюра, чтобы притормаживать. Потом мы летели со скоростью 40 км/ч. Андрей и собаки были по-детски счастливы, а я убедился, что профиль для санных полозьев выбран удачно, хотя и тяжеловат. Поскольку сани водителю были видны плохо, то в случае нужды остановиться, я высовывал наш черный флаг в открытую дверь кунга и махал им во все стороны.
Наш спаситель Андрей с флагом КЭ
Транспортировка раненого
Разумеется, вечером никуда наши новые знакомые не поехали, душевно проведя его с нами. Далее на маршруте нового было мало, не считая трех свежих трещин с нажимами и водой, которые образовались за время нашего отсутствия в Малом Море. Вдвоем переходить эти трещины не очень сложно, хотя внешний вид их всегда смущает. Двигаясь вдоль трещины, находим место, где она сомкнута, а наша сторона выше противоположной. Подгоняем туда сани, собираем собак в кучу, стараясь не дать им запутать упряжь.
Затем один человек с воплями перетаскивает первую упирающуюся пару на противоположную сторону трещины. С остальными проще. Далее вся упряжка расправляется на льду, второй человек разгоняет нарты, а первый собак. И все. Уже в предпоследний день Кас на ровном месте потянул связки передней лапы. После не очень удачных попыток привязать его в санях, он был засунут в мешок от сапог и в таком виде, потявкивая на неровном льду и при заносах, проехал остаток пути.
Остановка
В Байкальском центре ездовых собак
Обратно. Итоги
Из Иркутска мы двигались не спеша, получая удовольствие от посещения музеев и интересных мест. Думаю, только с таким настроением и можно путешествовать на автомобиле по 5-7дней. Обратная дорога запомнилась посещением замечательного центра ездовых собак в Листвянке (Олег Тюрюмин и Наталья Бушина, с которыми мы были до этого знакомы только по переписке.). Побывали в Тальцах и в музее А.В. Колчака в СИЗО Иркутска.
Омрачил впечатление все тот же Кас, траванувшийся по моей глупости. От Красноярска до Кургана из него лилось, как из ведра в обе стороны. Боялись, что помрет, но благодаря капельницам и голоду – обошлось. Зато мы поняли, что такое собачий энтерит в дороге. Выручало наличие клетки и кузов пикапа. Всего на льду Байкала мы провели 14 дней. Прошли порядка 600 км. Мероприятие получилось ярким и удачным. Везло с погодой и с людьми. Уже к середине похода мы имели очень хорошо выезженную упряжку, с которой можно было двигаться по любой траектории.
Стало понятным, какие очередные изменения в снаряжении следует сделать к следующему сезону. Для подобных путешествий, на наш взгляд, оптимально двигаться двумя упряжками по 8-10 собак. Это позволит иметь запас хода на 25-30 дней. Главным ограничивающим фактором для расширения географии походов на собаках по-прежнему остается стоимость доставки собак самолетом. Желающим ближе познакомиться с собачьей упряжкой и зимним Байкалом, очень рекомендуем центр ездового спорта в Листвянке: удивительно приятные люди и профессиональный подход к делу. Их сайты www.baikalexp.ru или baikalsled.blogspot.com
Спасибо всем хорошим людям, встречавшимся нам на льду и в дороге. Особая благодарность Петровичу, Наталье Бушиной, Леониду Стрелюку, Андрею и Свете Мосягиным, Сергею Березовскому. Тем, кто решит посетить Байкал летом, можем дать контакты людей, которые помогут с транспортом, катерами и копченым омулем. Писать на dima@a-book.ru.
Отдельное признание в любви и благодарность нашему штабу в Казани, роль которого в этот раз играл Руслан Акбиров. Он же, вероятно, чтобы не заниматься нашим спасением, потратил массу своего времени и сил на изготовление саней, кунга и прочего необходимого снаряжения в период подготовки путешествия в Казани (кстати, флаг «Казанской экспедиции» – его дизайн).
Всем удачи.
Дмитрий Мурзин. Андрей Козлов Клуб "Казанская экспедиция"
www.vetkzn.ru ,
фото автора