"Россия молодая"
Байки Михаила Воробьёва Начало XVIII века, российский Север. По замыслу Великого Петра именно там, под Архангельском, на Белом море, должен быть построен русский флот. Сам царь и его ближайшие соратники ведут борьбу не на жизнь, а на смерть, стремясь победить косность погрязших в лени и бездействии бояр, разбудить в народе желание созидания великого и могучего Российского государства.
Режиссер: Илья Гурин. Актеры: Леонид Харитонов, Александра Яковлева, Александр Фатюшин, Борис Невзоров, Владислав Стржельчик, Иван Лапиков, Бруно Фрейндлих, Дмитрий Золотухин, Олег Борисов. Киностудия им. М. Горького. 1981г.
В историческом кино, снимаемом в Ленинграде в семидесятые - начале восьмидесятых годов, запряжка в карету четверки цугом была экзотикой. Если такая запряжка была необходима, например, на съемках "Звезды пленительного счастья", то, как правило, в исходную точку карету выкатывали парой лошадей, там припрягали вторую пару, сажали на нее форейтора
1 и так проезжали несколько метров в кадре. Впервые нормально проехать на четверке, пусть даже и с форейтором, мне удалось в августе 1981г., на съемках эпизода кинокартины "Россия молодая".
Накануне съемки меня на конюшне не было, а вечером Я.И.
2 по телефону сообщил, что приезжали "киношники", хотят снимать проезд кареты петровских времен в районе стадиона им. Кирова. Запрячь просят четверку цугом, но он сомневается в реальности этого мероприятия, т.к. наши кони четверкой никогда не ходили, а на тренировки времени уже нет, съемка завтра. В результате долгой беседы убеждаю его все же попробовать.
И вот утром мы берем две наши пары: крестьянских Гарпуна с Азиком и ветеранов конкура Бюджета с Пумой и едем на "Ленфильм" за каретой. Карета эта, взятая кинокартиной из запасников Царскосельского музея-заповедника, тяжела и огромна. Вещь старинная, кузов вместе с козлами подвешен на рессорах и ремнях над чугунной рамой, пассажиры поднимаются в карету по откидной лесенке.
Запрягаем в нее коней, я сажусь на козлы, Яков Израилевич - форейтором на Пуму, идущую слева в передней паре, и, нахально совершив от выезда со студии левый поворот через двойную осевую линию, выезжаем на Кировский проспект, встраиваемся в поток машин, вызывая удивление прохожих и водителей. К увеличившимся габаритам упряжки и особенностям поворотов и перестроений привыкаю по дороге. Кони наши в парных запряжках ходят давно, поэтому с ними проблем, к нашей радости, не возникает, и вскоре мы уже на Крестовском острове, у рощицы за вышеозначенным стадионом. Рысью проезжаем мимо съемочной группы и, развернувшись на автостоянке, останавливаемся с натянутыми постромками. Режиссер, не надеявшийся получить в карету четверку, в восторге.
Ребята из "Ленманежа" уже пасут у дороги двух оседланных лошадей. Нас переодевают: Я.И. - в бархатную шубу с золотым двуглавым орлом на груди, меня - в преображенский мундир, и ставят задачу.
"Снимаем подъезд кареты к Петру Первому (Дмитрию Золотухину), стоящему под деревьями с оседланным конем в поводу. Слуга спрыгивает с запяток, открывает дверцу. Из кареты выходит сановник, слуга закрывает дверцу, карета отъезжает. На втором верховом коне подъезжает некий господин в длинном парике". Ездить предстоит по топкому кочковатому лугу на берегу залива.
Первые несколько дублей уходят в корзину из-за того, что неуклюжий слуга, открывающий дверцу кареты, не может быстро справиться с откидными ступеньками, и это не нравится режиссеру. Но вот, наконец, у слуги все получается, но мы опять, раз за разом, слышим: "Стоп. На исходную". Жарко, карета тяжелая, дорога вязкая, мы просим дать коням отдых, и дядя Яша отправляется выяснять, в чем проблема, зачем столько дублей.
Разгадка оказывается совершенно элементарной. Верховой конь, которого держит Петр, устремляется за отъезжающей каретой и, удерживаемый, разворачивается задом к камере, а его круп во весь кадр совершенно не устраивает оператора. Я.И. моментально прекращает это безобразие с помощью куска веревки, один конец которого привязывает к кольцу трензеля, с противоположной от камеры стороны, а другой - к дереву за конем.
Конь крутиться в кадре перестает, еще один проезд, и кадр, наконец-то, снят. Далее с движущейся автомашины снимают несколько проездов кареты. Происходит это на асфальтированной дороге, где карета катится гораздо легче, чем по топкому лугу. В остальных кадрах карета неподвижно стоит среди разворачивающегося вокруг нее действия. И вот съемка окончена, мы набиваем карету свежескошенной травой, маленькие стожки ставим даже на запятках и крыше и радостно отбываем на конюшню, в зоопарк.
Потом были многочисленные четверки: с форейтором и на вожжах, днем и ночью, среди факелов, костров и густого пиротехнического дыма, в жару и мороз, когда пальцы не чувствуют вожжей, но этот выезд был первым.
1 Форейтор, при запряжке цугом сидит на первой лошади и управляет первою парою лошадей. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
2 Яков Израилевич, Я.И., дядя Яша, “шеф” – Найшулер Яков Израилевич, спортсмен-конник, кавалерист, дошедший до Берлина, 1-й директор нынешней СДЮШОР, а в описываемый период – руководитель конюшни Лензоопарка.
Михаил Воробьев, фото автора и из архива автора