Участники любуются работами друг друга перед началом судейства
Отгремели фейерверки, осыпались рождественские елки, отзвучали праздничные тосты. Для всех нас старый год уже ушел в прошлое. Но есть люди, живущие словно бы в другом измерении - для них не важны границы времени, поскольку они способны его победить. Они умеют останавливать прекрасные мгновения и показывать их другим. Эти люди дарят нам красоту, которая навсегда осталась в кадрах, чтобы вновь и вновь радовать уставшие от серой будничности души, приближать нас к прекрасному миру живой природы. Их мы называем фотоохотниками.
В конце января прошел очередной ежегодный конкурс "Охота с фотоаппаратом", проводившийся в Санкт-Петербургском Клубе фотоохотников при Ленинградском Обществе Охотников и Рыболовов (ЛООиР). Подводить итоги года, собирать массу великолепных снимков, награждать лучшие из них, устраивать выставки художественной фотографии уже стало традицией. Это же так красиво и романтично: год уже прошел, но он жив!
Вот он - разложенный на столах яркими глянцевыми картинками, пестрит радужными красками, радует глаз красотой снимков. Застыли в закатной дымке сонные озера, птицы заливаются трелями и кормят маленьких птенцов, преодолевая течение, плывет золотистая ондатра, освещенная солнцем, по травинке стекает хрустальная капелька росы... Вот каким был прошлый год - светлым и волшебным!
Евгений Петрович Горинов проводит лекцию по фотосъемке
Не будем долго мучить читателей официальной информацией, но расскажем в двух словах, как было дело. К определенной дате все желающие предоставляют фотографии для оценки жюри. Судьи выбираются из "лиц незаинтересованных", то есть не предоставляющих свои работы - именно им предстоит отсмотреть и выбрать лучшие произведения. В конкурсе может принять участие как отдельная фотография, так и серия снимков по одной и той же теме. Когда жюри начнет свою работу, все участники будут удалены из зала - они узнают о результатах уже потом.
Для чего существуют такие мероприятия? В Условиях фотоконкурса "Охота с фотоаппаратом" говорится, что он проводится "с целью пропаганды бережного отношения к природе, популяризации биологических знаний среди населения, а также с целью выявления и отбора лучших фотоснимков на всероссийские и международные фотоконкурсы". Главное для фотоохотника - это любовь к природе, она культивируется клубом с давних пор. Например, в том же документе сказано, что "жюри не рассматривает снимки гнезд птиц с кладками, птиц в процессе насиживания". Почему же? Если птица покинула свое гнездо или была потревожена человеком, когда высиживала яйца, есть вероятность того, что от испуга она может просто не вернуться и целое поколение погибнет.
В такой печальной ситуации ответственность полностью ляжет на человека, варварски нарушившего покой пернатых "родителей", пусть даже с благими намерениями. "Ни один, даже самый редкий и прекрасный кадр не стоит жизни, - считает Олег Николаевич Оськин, один из старейших членов клуба. - Если нет безграничной любви ко всему живому, за фотоохоту нечего и браться - вред причинишь не только природе, но и себе.
Кому захочется "кормить" тучи комаров, таскаться с тяжелым рюкзаком и техникой, в кровь стирая ноги, ночевать в холодной сырой палатке? Ведь нет гарантии, что каждый выезд в лес принесет удачу - один небрежный жест, взмах рукой, хруст веточки под ногами - и прощайте, редкие кадры! Для таких "подвигов" надо быть действительно фанатом своего дела". А воспоминаний, забавных и грустных случаев, историй гораздо больше, чем удачных снимков.
С каждой фотографией связана своя сказка.На этот раз конкурс превзошел все ожидания. Фотоохотники принесли свыше девяноста фотографий! Жюри работало очень долго - сложно выбрать лучших из достойнейших. В состав жюри вошли председатель комиссии О.Н. Оськин, глава питерского клуба фотоохотников В.В.Шишенков и один из старейшин питерских фотоохотников А.А.Богданов. По условиям конкурса первое место получает одна работа или серия, второе место - две фотографии/серии, третье - три, помимо этого присваиваются пять поощрительных призов.
Первого приза удостоилась целая серия из восьми снимков "Длиннохвостая неясыть". Эту великолепную коллекцию фотографий предоставили три автора - супруги Зубковы А. И. и Л.Н. и Смирнов В.М. Сову снимали днем и ночью - как она кормит детенышей, приносит добычу, горделиво восседает на дереве. Решение комиссии Олег Николаевич Оськин прокомментировал так: "Мы дали первый приз именно этой серии не случайно.
Качество снимков, любовь и нежность, с которой они были сделаны, просто завораживают. Серия "Длиннохвостая неясыть" - это маленькая история о материнской любви и преданности. Я могу вспомнить множество случаев, как в мире живой природы матери защищают свое потомство... Таких историй хватило бы на целую книгу.
Я видел, как безрассудно кидались на защиту своих малышей разные звери - от крупного лося до крошечной пеночки-веснички. Совы - тоже очень заботливые родители. Более того, неясыть является одной из самых агрессивных хищных птиц. Самка охраняет потомство настолько бдительно, что готова сражаться за него не на жизнь, а на смерть.
Смирнов В.М., один из снимков серии "Длиннохвостая неясыть", 1-е место
Каждый год для фотоохотников организовываются лекции по орнитологии - так вот, на одной из них нам рассказывали, что некоторые ученые, исследовавшие эту птицу в условиях дикой природы, даже пострадали от нападения неясыти: сова может броситься, сильно травмировать и даже выцарапать обидчику глаза. Кстати, в период выращивания птенцов она не подпускает к гнезду даже самца!
Почувствовав его приближение, мамаша бросается в бой, отнимает у него добычу и кормит ею малышей. Такой инстинкт заложен у нее в крови. Представляете, каких трудов стоили эти редкостные кадры? Выследить сову, установить засидку, долгими часами сидеть, не шевелясь, выжидая момента, когда она будет слишком занята своими заботами, чтобы не обращать внимание на шорохи и щелчки фотоаппаратов... Поэтому еще одна серия не менее замечательных кадров, которые так же прекрасны, "подвинулась" на второе место - к сожалению, первый приз только один. Снимок совы - очень редкий, непростой охотничий трофей.
Они летают практически бесшумно, прекрасно ориентируются в пространстве, видят в темноте. Такие кадры свидетельствуют не только о фантастической удачливости, но и о высочайшем уровне подготовки фотографа". Только посмотрите на эти кадры! Да, такая "птичка" по сути дела - страшная боевая машина.
Но как нежно и трепетно изобразили авторы эту гордую прекрасную птицу, как трогательно смотрятся малыши в гнезде! Даже названия этих работ говорят сами за себя: фотография Смирнова В. М. с беззащитными пушистыми совятами называется "Плюшевые игрушки". А вот мамаша на гнезде тревожно всматривается куда-то: нет ли опасности, не покушается ли кто-то на самые главные "сокровища" в ее жизни?
Этот кадр назван "Внимательный взгляд". А вот глазастая красавица охраняет свое дерево в кромешной тьме - этот снимок Зубковой Л. Н. называется "Царица ночи".
Работа жюри по отбору снимков-победителей
Второе место "поделили" работы "Скворец" В. М. Смирнова и серия снимков "Красношейные поганки" Е. П. Горинова. "Скворцов снимают практически все фотоохотники, - продолжает свой рассказ О. Н. Оськин. - На первый взгляд эти кадры кажутся даже слишком банальными, насколько эта птица распространена. Но кто еще сможет с помощью обычного фотоаппарата превратить обыкновенную птицу в такого фантастического красавца? Все мы знаем, что черное оперение способно играть, переливаться разными красками. Но вот как "схватить" камерой такой момент, поймать такой ракурс, такое освещение, чтобы все тело птицы заиграло бы разноцветной радугой? Кстати, автор поделился с нами своей тайной: он установил скворечник прямо около своего окна на 4 этаже, так что скворца можно было фотографировать "лоб в лоб", не сверху и не снизу.
А вот причудливой игре света на мягких перышках птицы поспособствовало не только яркое солнце, но и белая стена, этот свет отражающая. Такого эффекта способны добиться далеко не все. Когда видишь эту фотографию в первый раз, сложно даже понять, что за чудесная птица здесь изображена.
Что же касается другого призера, снявшего серию о красношейных поганках - это разговор особый.
Там очень много интересных кадров, ссылок на страничку клуба фотоохотников, полезной и интересной информации. На сайте есть рассказ и о поганках - забавных водоплавающих птицах необыкновенной красоты.
Елена Кенунен "Вороньи шаги", 3-е место
Третье место присудили следующим работам: "Вороньи шаги" Елены Кенунен, "Серая славка с гусеницей" Лидии Михайловой, "Тихая заводь" (пейзаж, автор Е. П. Горинов).
Поощрительные призы получили пять фотографий. До глубины души трогает снимок "Заботливая мама" Сергея Кузнецова: под карнизом расположилось гнездо ласточки. Маленькая отважная мамаша кормит малышей, протягивающих к ней крохотные клювики.
Не менее красива и "Полярная куропатка" (автор Виктор Шведюк). Еще один пейзаж, удостоившийся призового места на этом конкурсе - работа Кузнецова С. Н. "Туманное утро".
Особо хочется рассказать об еще двух работах, вошедших в пятерку лучших, которые тоже были удостоены поощрительных призов - фотографии "Ондатра" и "Чибис". Их предоставил молодой автор, который принес на конкурс несколько десятков своих работ, Владимир Нейморовец. Володя любезно согласился дать небольшое интервью о том, как он снимал эти великолепные кадры. Кстати сказать, он очень трепетно относится к процессу съемки: обычно Владимир снимает целые серии, фиксирует дату фотоохоты, снабжает свои работы комментариями - где, когда, какой аппаратурой, при каких обстоятельствах были отсняты те или иные фотографии, какие истории с ними связаны.
Владимир Нейморовец "Ондатра"
- Расскажите, пожалуйста, как снималась "Ондатра".
- Это была очень интересная съемка. Дело было в конце мая, где-то в двадцатых числах. Я выследил ондатру в районе поселка Лепсари (Лен. Область, Всеволожский район). В одном из небольших протоков была ее хатка (так принято называть жилище водоплавающих грызунов). Заметил я ее еще утром, но рано заснять ондатру мне не удалось. А активна эта зверюшка либо ранним утром, либо, наоборот, в вечерние часы. Вот и пришлось прождать весь день, когда же эта красавица проснется.
- А как обнаружить местонахождение ондатры?
- Дело в том, что чаще всего ондатровая хатка представляет собой всего лишь норку; она не такая сложная, как у бобра. Рядом с жилищем ондатры можно увидеть так называемые кормовые стоянки - вытоптанные площадки около самой воды. Там зверьки обычно едят, "загорают", нежатся на солнышке.
Евгений Горинов, фотография из серии "Красношейные поганки", 2-е место
- Сложно ли было фотографировать ондатру?
- Солнце было у меня за спиной. Я сидел очень тихо, не шевелясь, фотоаппарат был установлен на штативе. Ондатра спокойно проплывала мимо меня несколько раз, буквально под ногами. Расстояние между нами было около 4-5 метров. Я сделал целую серию снимков. Очень красиво наблюдать этого зверька в движении.
- А что вообще представляет из себя этот симпатичный грызун?
- Представьте себе "крысу, умноженную на два", то есть в два раза больше. Почти такие же пропорции тела, тоже длинный хвост, покрытый редкими волосками. Вот только окраска у нее гораздо ярче, шубка смотрится "праздничнее" - не зря же их выращивают в промышленных масштабах, как и нутрий - ондатровые шкурки достаточно высоко ценятся. Окрасов бывает много - от золотистой, практически бежевой, до шоколадно-коричневой, почти черной.
Даже в наших северных широтах ондатра достаточно легко переносит зиму. Хатка ондатры расположена так, что вход в нее находится выше уровня воды. Несмотря на внешнее сходство с крысой, этот зверек в чистом виде "вегетарианец", питается только растительностью. Что же касается характера, ондатры мало боятся людей.
Лидия Михайлова "Серая славка с гусеницей", 3-е место
Многие животные обитают в больших городах. Мне даже как-то довелось видеть их в районе Яхтенной улицы. Около железнодорожной платформы ондатра спокойно плавала по канаве с пучком травы в зубах, даже не обращая внимания на большое скопление народа. Конечно же, в более диких местах они гораздо пугливее.
- А что Вы можете рассказать про ваш снимок с чибисом?
- Съемка велась из окна автомобиля, когда мы ехали по старой трассе на Выборг. Там большие поля; птицы на них кормятся. Чибис - болотная птица типа кулика. Очень красивая, но небольшая, размером не крупнее обычного голубя.
Владимир "влюблен" в природу не меньше старых, опытных мастеров. "Он снимает восторженно, самозабвенно, делает уйму кадров, порой даже не задумываясь о технических деталях, - говорит о нем Олег Николаевич Оськин.
Сергей Кузнецов, "Заботливая мама"
- Я и сам в молодости был таким - снимал, можно сказать, "взахлеб", с неподдельной детской радостью, делал огромные серии, старался не упустить ни одного момента. Это очень хорошее качество для начинающего фотоохотника, верная дорожка в профессионалы".
Пусть простят меня и сами участники и наши читатели - упомянуть все работы в подробностях и опубликовать все призовые снимки, не говоря уже об остальных, кстати сказать, не менее сильных произведений, невозможно в одной маленькой журнальной статье.
Представьте себе только: девяносто работ - девяносто маленьких, веселых и грустных, захватывающих, а порой не очень оригинальных, но все же волшебных историй. Вот каким он был, прошлый год - прекрасным, чарующим, завораживающим своей красотой.
Да и в плане статистики фотоконкурс свидетельствует о хороших результатах. По словам О. Н. Оськина, на этот раз все представленные работы были очень сильными, профессиональными, высококачественными. Какова же их дальнейшая судьба?
А дальше будет вот что. Конечно же, первым делом фотоохотники соберутся на встречу, где и узнают имена победителей и получат премии. На тот момент, когда подготавливался этот материал, они еще не знали, каким работам присудили призы. Каждый раз такая итоговая встреча сулит им сюрпризы и неожиданности, радость за себя и своих друзей. Потом работы вернут авторам и они начнут оформлять их для подготовки выставки, которая, как и все последние годы, пройдет в Зоологическом музее. Там эти прекрасные кадры с 1 марта сможете увидеть и вы.
Анна Курц, фото Елены Кенунен,
конкурсные работы участников
предоставлены Санкт-Петербургским
клубом фотоохотников