Справочник владельца животного

Конюшня как образ жизни

Начкон Янкель Израилевич Найшулер

Цвет ты наш маков, дедушка Яков...

Начкон Янкель Израилевич НайшулерЯ устроилась работать в Зоопарк летом 1976, и первыми, кого мой провожатый показал мне на территории, были: "Это наш директор Канторович; а это - дядя Яша, он очень хороший!" Старший конюх, начкон Янкель Израилевич Найшулер - замечательный старый еврей.

Он артистически перевоплощался в эпизодах кинофильмов, любил "к случаю" рассказать актрисам анекдотец, балансируя на грани приличного, и тут же процитировать Пушкина или Мандельштама. Сидя на козлах упряжки где-нибудь на набережных или у Смольного монастыря, приветствовал туристов на их родном французском или итальянском, отвечал на вопросы "Синема!", немцам мог пропеть приятным тенорком про Августина.

Профессиональный фотограф, спортсмен-конник в 30-е годы, он в составе кавалерийского полка проехал по Берлинской мостовой и фотографировал однополчан у Бранденбургских ворот. После войны работал по специальности, жил на даче в Пушкине, ухаживал за серым жеребцом Талантом - моделью его соседей-скульпторов. С этим конем снялся в "Крепостной актрисе", консультировал съемки фильмов "Даурия", "Браслет-II", устроил конюшню в Зоопарке, где и проводил большую часть своего времени.


Дом Якова Израилевича - две неухоженные комнаты в коммуналке и кресло на колесиках, оставшееся от сестры, альбомы с фотографиями известных актеров - часто с шутливыми дружескими пожеланиями. Среди остальных - карточка миловидной круглолицей женщины в беретике и пальто в талию, 50-е годы.

Начкон Янкель Израилевич Найшулер"Это что за актриса?" - "Это моя вторая жена". Была еще семья брата, ко встрече с родственниками Я. И. готовился, покупал подарки. Вместо обычных кителя, галифе и сапог доставал парадный костюм. Куплен он был специально для поездки в Дом отдыха, в Прибалтику, по путевке месткома. Я. И. cмеялся: "Покупаем приданое" - экипировку с ног до головы. Тем более этот момент совпал с полуофициальным указом директора Зоопарка Эмилии Егоровны: "Никакой военной формы в зоопарке!". Кроме Я. И. шинель на работе носила я (в ватнике надувало поясницу), шинели и галифе мелькали еще в некоторых секторах. Из зоопарковской униформы тогда выдавали: рукавицы, резиновые сапоги, халат или фартук, ватник. Я. И., посмеиваясь, сообщал дамам-коллегам: "А мне что делать? У меня даже белье военного образца!".

Из поездки в отпуск дядя Яша привез цепи - привязывать лошадей, хитрые защелки на денники и всякие мелочи, необходимые на конюшне.

Я. И. с долей озорства подчеркивал некоторые характерные черты своей национальности, он не был скупым, скорее - радушный, очень веселый и хитроватый, старый (мудрый) человек. Весь зоопарк, зная о его приработках на съемках, бегал на конюшню "перехватить до получки". Но должников Я. И. помнил (или записывал) и никогда не давал пьяницам "на добавку". О многочисленных помощниках при лошадях Я. И. заботился - пирожки, лимонад и мороженое покупались на всех, и он нередко оплачивал обеды в перерыве между съемками.

Главными фигурами на конюшне были: он сам, вечерний конюх Семен Эдельштейн и шорник "Ленфильма" Сергей Рафаилович Бадалбаев - "еврей, еврей белорусский и еврей бухарский - такая уж коллекция!". Конюхами часто работали женщины, и при конюшне всегда было достаточно девчонок, готовых скрести навоз ради вечерней проездки лошадей, возможности поприсутствовать, а то и поучаствовать в съемках.

Проездку самых строптивых лошадей - чистокровных Бакалеи, жеребца Агата и рысачки Капеллы Я. И. доверял возчику кормокухни Леше Какорину. На развозке, в кормокухонной телеге тогда работал весьма злобный жеребец-тяжеловоз по кличке Ласковый Орлик. На нем я получила первые уроки управления лошадью и верховой езды, и благодаря Леше попала на конюшню. Теперь бы сказали "волонтер". Когда уволился Леша, Ласкового пришлось продать цыганам, в упряжь пошел толстый и спокойный Моряк.

В те годы снимали очень много, в день можно было отработать на 2-3 картинах, и еще театр. Это было безумно интересно, даже просто наблюдать за съемками и караулить коня или упряжку в перерывах. Ну а если одевают и гримируют тебя! Конкурентная борьба на конюшне присутствовала всегда, и Я. И. старался перевести ее в безопасное русло - например, сочинять друг на друга эпиграммы. Замечательное время! Мы были молоды, Я. И. был молод душой, масса интереснейших знакомств, нелепых, смешных, изредка опасных ситуаций.

Начкон Янкель Израилевич Найшулер"Анна Павлова", съемки поздно вечером, зимой, в Михайловском саду у Русского музея. У Я. И. тяжелые троечные сани - рыжие Бюджет, Подарок, Белград. У меня в узеньких бегунках Капелла, на крохотное сиденье с трудом втиснуты два господина в шубах - один из них И. Дмитриев. Режиссер Э. Лотяну недоволен: "Женщина-кучер, не может быть!" (женщину во мне признать было бы трудно). Несмотря на сопротивление шефа, на вожжи садится цыган - протеже режиссера. И. Дмитриев по моему совету пересаживается на тройку - "У меня поясница больная" - и остается цел, еще много лет спустя, вспоминая эту катастрофу, благодарит меня при встречах. Громадная капризная рысачка, непривычная к чужим рукам, понесла, разбила сани, вываляв в снегу и кучера-цыгана, и седока.

За день съемок все устали, а надо изображать веселый разъезд из ресторана. Дядя Яша, глядя на яркую полоску за деревьями парка, затянул "Глядя на луч пурпурного заката". Актеры в санях встрепенулись, подхватили, потом перешли на что-то разухабистое, - эпизод снят! Лотяну, очень темпераментный, не терпящий возражений режиссер, работу с лошадьми пытался отдать своим друзьям цыганам. Я. И. от съемок в конце концов отказался: "У меня кони - пенсионеры", и наши старички остались целы. Тройка с другой конюшни тормозила коваными на шипы копытами в крышу режиссерской "Волги", кони из кавалерийского полка бегали по городу в остатках упряжи.

В это же время режиссер Виноградов снимал документальный фильм "Старик и конь". Той зимой морозы были трескучие, перед тем как сняли проезд через Аничков мост - фантазия режиссера (маршрут в театр был через мосты Строителей и Дворцовый, мимо Адмиралтейства, через площадь на улицу Декабристов), - Я. И. грелся в машине, я шагала старика Бюджета в сквере, вокруг памятника Екатерине, отстегнув трензель (очень холодно) и без стремян - валенки в них не лезли.

Женщина-кучер, девица-гусар - это здорово, но имеет свои неудобства, а Я. И. не упускал случая посмеяться над пикантной ситуацией. Съемки в Петропавловской крепости, в перерыве вернулись в зоопарк - кормить и поить лошадей, пообедать самим и... оправиться. У меня и конюха Валентины наклеены усы и бороды. Туалеты рядом, у конюшни, в женский, как всегда, очередь. Что делать? Шеф смеется: "Идите в мужской!". Пошли в дамский, как сотрудники, без очереди, - визг! Валентина говорит странным голосом: "Не бойтесь, мы тоже женщины!". С этим справились, сели обедать. Настоящие мужчины посмеиваются - нам из-за наклеенных усов и бороды не открыть рта!

Начкон Янкель Израилевич НайшулерВ те годы лошадей на улицах города кроме наших не было, дядю Яшу узнавали: "Вот дедушка едет, который детей в зоопарке катает!". Едем в Кировский театр, шеф на Бюджете, сзади я на осле, между нами вклинивается троллейбус - остановка на Дворцовой. На тротуаре папаша ведет за руки двух мальчишек 4-6 лет: "Смотри! Дядя на лошади!". Второй оглядывается: "А тетя на коеве! (корове)". Отец мальчишек сконфужен, но увидел осла и все понял.

На сцене Бюджета сменила бурая костлявая Пума - идеальный Россинант, вместо Семки мне пришлось заездить ослицу Бяку, она жила не на конюшне, а на секторе копытных, где я, собственно, и работала.

Очень приятной частью поездки в театр было посещение артистического буфета, там варили потрясающий кофе! Как-то ослица отвязалась и отправилась разыскивать нас (хорошо в антракте), через кулисы, вращающиеся двери и лестничный марш, четыре ступеньки вниз, в кафе, где и бродила между столиков, поедая печенье и бутерброды под общий смех.

У Бяки появилось потомство, а в театр пошел серый разбойник Басмач, молодой и настолько тогда худенький, что в день его премьеры Санчо Панса не решился сесть верхом, вышел на сцену рядом с ослом, который с перепугу споткнулся и растянулся, а потом еще заорал и наложил кучу. Дядя Яша не растерялся - отдал мне повод коня, сбегал за кулисы за совком и метелкой и успел привести в порядок место, где через несколько минут должны были танцевать.

После этого случая к спектаклю всегда одевали в длинную юбку и шаль уборщицу. У меня перед первым выходом на сцену дрожали руки и тряслись колени, было это все в подвалах, под сценой, среди декораций. Я. И. рассказывал - что к какому спектаклю, при виде пышного восточного дворца запел: "О, Баядера!". Я попыталась изобразить баядеру, раздаются аплодисменты - это актеры пришли проведать коня и ослика, так под общий смех мы и пошли на сцену. Шеф заметил: "Вот видишь, мы в Кировском театре пели и плясали!". Тогда я об этом не задумывалась, но Я. И. сам обладал незаурядными актерскими данными.

Начкон Янкель Израилевич НайшулерПеред всеми нами он открыл яркий, необыкновенный мир съемок, обилие впечатлений и эмоций захлестывало. Череда эпох и персонажей, фантастические города и интерьеры в кинопавильонах, уголки нашего города, волшебные, когда их видишь со спины лошади или сиденья экипажа белой ночью, на рассвете, в метель зимним вечером. Знаменитые режиссеры - Н. Кошеверова, Р. Быков, Э. Рязанов, Н. Михалков. Молодые тогда Караченцов и Райкин, Даль, Золотухин и Ливанов, братья Соломины, Абдулов, Боярский (до "эпохи мушкетеров" он не очень-то умел ездить верхом, и осел Семка ускакал вместе с ним от крепости к зоопарку), корифеи Гердт и Пельцер.

Дядя Яша великолепно находил общий язык со знаменитостями и с дворником, задействованным в эпизоде. Мог показать, как просить милостыню и кланяться; актрисе - как подобрать юбки, выходя из кареты, мальчишкам-гусарам - как придержать саблю, снять и держать кивер, целуя ручки даме. У извозчика Ваньки, кучера великосветского выезда, джентльмена-наездника всегда разные манеры и осанка. Конвой Александра II - опытные спортсмены из военного института физкультуры - усы, черкески, мохнатые папахи, и не знают, как разобраться в ремешках портупеи, пристегнуть саблю. Это был триумф старого конника - надев амуницию, дядя Яша изобразил - шашку под высь и семь приемов сабельного боя, все эти "коли направо, руби налево".

Лошади и экипажи в кадре - только часть мизансцены, но именно они создают настроение, делают кадр живым, кучер или наездник должны выглядеть естественно и не отвлекать внимание от главных персонажей. Я. И. был "на месте" в каждом из многочисленных эпизодов, где снимался.

Лошади сами по себе привлекают внимание, в перерывах к нам на посиделки собирались и известные актеры, и массовка. Подсел как-то в коляску чем-то расстроенный или просто усталый Р. Быков - через минуту режиссер и конюх хохотали. Мы с приятельницей, стоя у лошадей, позавидовали роскошной гриве Агата - вот бы нам такие волосы, Я. И. и Р. Быков: "А нам бы хоть по клочку, лысины прикрыть!".Через несколько минут подходит гример с ножницами: "Можно? Ну хоть несколько прядок?".

Дядя Яша любил буриме - играть словами и рифмами, цитировать стихи, сочинять эпиграммы. Напевал, сидя на козлах, лошадям это нравилось, у него был чуть дребезжащий, приятный тенор и хороший слух. Как-то летом, съемки были в трех местах, для разных картин, только успевали утром и днем подогнать в город свежих лошадей в упряжи. Вечером после работы решили заехать на Мойку, где была последняя площадка, купили по дороге арбуз. Шеф не скучал один - подхватил в пролетку симпатичную пассажирку, пел ей романсы.

Я попросилась на вожжи, и мы ехали теплым вечером с Мойки, через Дворцовую площадь и мосты, поедая арбуз и распевая хором, все были счастливы! Я. И. сам был немолод и не очень здоров, лошади на конюшне в основном тоже пенсионеры, списанные из спортшколы. Их надо было приучить к работе в упряжи, к улицам. Шеф очень точно угадывал, кто как себя поведет, на кого можно положиться - те и оставались в зоопарке. Я. И. мог успокоить коня голосом, не любил отдавать лошадей в чужие руки, - это были его жизнь, работа и богатейший опыт. Однажды в городе у старого экипажа рассыпалось колесо, доехали домой "на копыле" - толстой палке, закрепленной на оси как волокуша.

Начкон Янкель Израилевич НайшулерБыло и так, что шеф отработал месяц троечных катаний для "Интуриста" в ЦПКиО со сломанной ногой. Пригнать, запрячь и забрать обратно коней ему помогали. Еще как-то мы с ним ехали в то же ЦПКиО, везли вальки и дуги в 34 трамвае. Входит хорошо одетый гражданин: "Ой, от вас лошадьми пахнет! Я только что видел, как всадники у пивного ларька спешивались". Приехали мы на кольцо, вышли, наши верховые в аллею втягиваются. Я.И.: "А ну, езжай сюда, дыхни!" - "Да что вы, ни в одном глазу!" - "Я знаю даже, у какого ларька вы заправились!!!" Молчание.

В свои 70 с лишком Я. И. выигрывал в Манеже "конкур ветеранов", на своей громадной вороной Капелле приехал в Пушкин на парад ветеранов-кавалеристов 9 мая. Его поклонницей стала филолог из Англии Вивьен Будон и напечатала в аристократическом издании "Верховая езда" статью о конюхе из Ленинградского зоопарка - "Лошади в Театре оперы и балета им. Кирова".

Я. И. позировал в студии Академии художеств, консультировал художников, как выглядел возок, в котором княгиня Волконская ехала в ссылку.

В фильме "О бедном гусаре" переводил возгласы режиссера на язык команд, понятный кавалеристам. Молодые солдаты кавполка не очень-то умели держать строй, и гусарский полк в начале съемок врывался в город Губернск, как стадо баранов, а скачка по булыжнику вперемешку с конным оркестром и актерами верхом была просто опасна.

Я. И. наконец-то получил однокомнатную квартиру в новостройках, купил мебель, обустроился, но по-прежнему большую часть жизни проводил на конюшне - с 6 утра, нередко до глубокой ночи. Простуда обострила его заболевания, Я. И. попал в больницу, и очень скоро его не стало. На стрелке Васильевского острова похоронному автобусу из зоопарка (ехали в больницу к Троицкому собору, в крематорий и на поминки) отсалютовали всадники ЛСХИ. Съемки в городе продолжались.

Н. Н. Стекольщикова

1121




При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.zooprice.ru обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru