Кочегарка
Что мы знаем про Санкт-Петербургскую государственную академию ветеринарной медицины?
Что 23 июля 1808 года при Санкт-Петербургской медико-хирургической академии было открыто ветеринарное отделение, где впервые в России стали готовить специалистов с высшим ветеринарным образованием.
Что в 2008 году, Санкт-Петербургская Государственная Академия ветеринарной медицины отметила 200-летие высшего ветеринарного образования в России.
Что на кафедрах трудятся: 38 профессоров и докторов наук, 9 заслуженных деятелей науки Российской Федерации, 14 академиков отраслевых академий.
Что в академии имеется семь уникальных музеев, в том числе патологоанатомический - крупнейший в Европе.
Что 99,9% ветеринарных врачей, работающих в клиниках, аптеках, лабораториях, рынках Санкт- Петербурга, - ее выпускники.
Что специалистами академии разработаны уникальные техники операций, лекарственные препараты, добавки.
Все это прекрасно, но несколько однобоко: ветеринария да ветеринария. А ведь у каждого из нас есть увлечения, помимо профессиональных. Моя давняя подруга, терапевт Московской райветстанции Галя Орлова, увлекается росписью по дереву. Мой одногруппник, сотрудник кафедры общей и частной хирургии Петя Стоилов, играл в институтской рок-группе. Я вот - графоманю... Так и у академии в ее истории есть моменты, знаменательные, но не связанные с ее изначальным предназначением. Речь пойдет о людях, работавших в ЛВИ, благодаря которым свершились ключевые, переломные события, но не в ветеринарии...
Не все из нас меломаны, не все любят рок-музыку, но, так или иначе, имя Юрия Шевчука знакомо всем. Поэт и музыкант живет в Питере уже давно, но начиналось все в его родном городе - Уфе. К сожалению, менее знакомо большинству творчество Александра Башлачева - гениального поэта, певшего свои стихи под гитару. Последние годы жизни он также провел в Питере, но родом из Череповца. Какая связь с академией? Все просто.
В марте 1985 года два талантливых человека приехали в наш город на третий питерский рок-фестиваль, еще в качестве зрителей. А сразу же после его окончания, 18 марта 1985 года, дали самый первый в Питере концерт. Право первый раз выступить этим людям дали не "Юбилейный", не СКК, не "Октябрьский" (этого в те годы и быть не могло, да и имена были почти неизвестные).
Свой первый концерт в Ленинграде Шевчук и Башлачев провели в шестой аудитории ЛВИ (Ленинградского ветеринарного института, ныне - Санкт-Петербургской государственной академии ветеринарной медицины), там, где сейчас располагается компьютерный класс. Полуподпольный концерт был организован благодаря работавшим в местной кочегарке Джимми (Уралу Хозиеву) и Геннадию Зайцеву, записан на пленку Сергеем Фирсовым и знаком меломанам, как альбом "Кочегарка". К сожалению, даже на обложке диска, вышедшего по старой записи в 1997 году, нет ни слова о том, где именно проходил концерт, а он ведь стал одним из решающих моментов в истории рок-музыки Питера. Дадим слово Шевчуку.
"...А у меня здесь в то время были только два знакомых человека: Гена Зайцев и, конечно, Урал Хозиев... они с Геной тогда вместе работали в каком-то медучилище у Московских ворот...
...Время тогда было ТАКОЕ: уже все наполовину можно, наполовину нельзя, вовсю практиковались квартирные концерты - и вот Гена с Джимми решили устроить нам концерт. Иногда по ночам, когда студенты и педагоги расходились по домам, у них в кочегарке собиралась рок-н-ролльная и волосатая тусовка, а в актовом зале училища время от времени проходили концерты. Это, конечно, было строжайше запрещено, но они на свой страх и риск продолжали их устраивать...
...После этого концерта мы вчетвером - Саша, тогдашняя его жена Женя, моя жена Эльмира и я -всю ночь сидели на кухне, и он пел мне свои песни. Прекрасная была ночь. И время было прекрасное. Великое (для меня, во всяком случае) время. Время нищеты, полной неясности - ни группы, ни перспектив, вообще ничего, но главное - здесь очень хорошо дышалось...
8 ноября того же 1985 года в семь часов утра мы с молодой женой прибыли в город Ленинград на постоянное место жительства. Приехали - и начали здесь жить... Много воды, как ни странно, утекло с тех пор, многих из тех, кто на этом концерте был, уже нет с нами. А другие разъехались - кто куда. Работал, к примеру, с Геной кочегаром Леон такой - так недавно я его в Израиле встретил. Ну, а мы - в общем, благодаря Гене и Джимми - и до сих пор здесь, трудимся и живем в этом городе. Такие вот дела."
На этом концерте первый раз в Питере были спеты знаменитые теперь "Наполним небо добротой", "Я получил эту роль", "Мальчики-мажоры" (Шевчук), "Время колокольчиков", "Лихо", "Некому березу заломати" (Башлачев). И потом Шевчук продолжит захаживать в котельную у Московских ворот, приводя видавшую виды питерскую рок-тусовку в полный восторг чтением стихов.
Джимми (Урал Хозиев) был знаком с Шевчуком еще в Уфе. Тогда вся уфимская молодежь хипповала, а Джимми был одним из самых известных хиппанов. Одним их первых он поехал и в Питер. "Где отыскать мне Ваши тертые следы? Исчезли все, и нет ничьих координат. А может, стопом мне поехать в Ленинград. Там отыщу хоть одного возле Невы. Хиппаны, хиппаны, хиппаны..." - напишет Шевчук.
Эти слова оказались пророческими. После того, как Шевчука выжили из Уфы, он искал свое рок-н-ролльное счастье в Череповце (где и познакомился с СашБашем), в Свердловске, хотел ехать в Москву, возлагая на столицу большие надежды. Как знать, не затащи его Джимми в Питер и не устрой этот концерт, как сложилась бы творческая судьба Шевчука и история рока в России.
И именно Джимми уговорит Шевчука остаться в Питере: "Сколько я с ним боролся, чтоб он осел в Питере! "Нет - Москва! Москва - центр, центр!" Я уговаривал: "Посмотри, подумай, почему в Москве все группы такие кислые? Все группы кислые. Питер - единственный город, где ты сможешь выступать". Слава Богу, в Москве у него сорвалось с пропиской".
Загорелся и Гена Зайцев. В шестидесятые-семидесятые годы он был лидером движения хиппи в Ленинграде и одним из самых влиятельных людей среди хиппи в СССР. Обладатель огромного архива по истории движения за рубежом и в нашей стране, один из самых истовых пропагандистов рок-музыки и русского рока, в частности, в те годы, когда все это было запрещено. Постоянно подвергался гонениям КГБ и милиции. Первый президент ленинградского рок-клуба.
Стихи и музыка Шевчука произвели на него самое благоприятное впечатление, и именно он в последствии станет первым питерским директором ДДТ. Известнейший (в "системе", конечно) в городе хиппи показал себя пробивным, активным администратором, выбивая право на выступления и достойные гонорары. После этого Геннадий Зайцев был исполнительным директором Союза Свободных художников, возглавлял издательскую фирму "Эриотрек", выпустившую несколько альбомов Майка ("Зоопарк"), Панова ("АУ") и других музыкантов, в настоящее время возглавляет НРАУ "Центральное".
Вот так-то, друзья, не только врачами славна наша Академия!
Роженко Е. Е., практикующий ветеринарный врач